Posted 20 ноября 2015,, 16:00

Published 20 ноября 2015,, 16:00

Modified 31 марта, 05:24

Updated 31 марта, 05:24

В Баку не против объединения энергосистем

20 ноября 2015, 16:00
Азербайджан заявил о готовности создать объединенную энергосистему с Россией и Ираном. Значит ли это, что Баку сделал еще один шаг к интеграции в евразийское пространство?

Действующее и перспективное снятие международных санкций с Ирана поставило отношение едва ли не всего мира к этой стране с головы на ноги. Те, кто отворачивался от Ирана, вынашивают в отношении него свои-бизнес планы, а те, кто в большей или меньшей степени все же поддерживал связи с опальной страной, теперь оперативно реализуют с ней задуманные ранее и новые проекты. Россия Ирана, говоря прямо, не сторонилась, но санкции все же сдерживали ее деловую активность в этой стране. Азербайджан, имеющий некоторые разногласия с Ираном, тоже им не брезговал, но все ж находился в определенных тисках. «Оковы» пока не полностью пали, но если проследить за темпами развития отношений Москвы и Баку с Тегераном, можно сделать следующий вывод: на Запад они не оглядываются, и приступили к реализации совместных проектов с Ираном. Причем проекты эти носят явно выраженный интеграционный характер и направлены на укрепление энергетической и региональной безопасности.

В пользу вышесказанного говорит, в частности, тот факт, что на недавнем заседании межправительственной комиссии России и Ирана министр энергетики РФ Александр Новак заявил о заинтересованности в продолжении масштабного проекта по объединению энергосистем России, Азербайджана и Ирана. «Считаем целесообразным возобновить деятельность трехсторонней рабочей группы по объединению энергосистем для организации проведения технико-экономических исследований для выбора оптимального способа соединения энергосистем, включая случаи объединения в условиях существующих сетевых ограничений в энергосистемах», - сказал российский министр.

Напомним, что соглашение об объединении энергосетей трех стран, имеющее в виду их синхронизацию и параллельную работу, подписано в декабре 2004 года; была создана соответствующая комиссия. Начались строительные работы. Но – не случилось. Теперь же, со снятием международных санкций с Ирана, проект вновь актуализировался. Так, Азербайджан уже заявил о своей заинтересованности в нем и готовности к его реализации, включая техническую. По словам заместителя министра энергетики Азербайджана Натига Аббасова, «В Азербайджане есть необходимая инфраструктура, позволяющая как принимать, так и передавать электроэнергию». Таковой, в частности, названы ЛЭП Дербент-Яшма и ЛЭП Имишли-Парсабад. Кроме того, Азербайджан имеет давний опыт параллельной работы с энергосистемой России. ЛЭП Азербайджана также осуществляли перетоки электроэнергии в Иран. Теперь эту систему следует, так сказать, замкнуть.

Отметим, что электроэнергетический сектор Азербайджана хорошо развит и представлен 14 теплостанциями и более 10 ГЭС. Он вполне способен обеспечить не только потребности внутреннего рынка, но и экспортировать электроэнергию, тем более, что года через три электроэнергетический сектор страны получит дополнительно 2 400 мегаватт электроэнергии. Так что идея, реанимированная Новаком, вполне себя оправдывает. И, помимо Баку, она поддержана Тегераном. Более того, к проекту могут подключиться и другие страны региона – в частности, Ирак и Афганистан.

Таким образом, Азербайджан, как и его партнеры по проекту, смогут не только обмениваться электроэнергией (обсуждается и газовый своп), но и выполнять функции транзитного коридора. Это, в свою очередь, снижает зависимость всех трех углеводородных государств от нефтегазовой отрасли, переживающей сейчас не лучшие времена в связи с падением цен.

Здесь стоит упомянуть и о том, что, по словам Новака, российские компании примут участие в строительстве энергомощностей в Иране – речь идет о генерации дополнительно 5 тысяч мегаватт электроэнергии.

Словом, Россия, Азербайджан и Иран стремятся сейчас обеспечить энергетическую безопасность региона, и действовать в этом деле в одиночку невозможно. Но энергетические проекты чаще всего «тянут» за собой и сугубо экономические, а также граничащие с ними политические проекты, ставшие более актуальными в связи с событиями на Ближнем Востоке. В этом контексте не случайным видится участие России и Ирана в антитеррористической коалиции в Сирии и предоставление Азербайджаном своего воздушного пространства для переброски российской военной техники на сирийскую территорию.

И в этом существует определенная закономерность, поскольку Россия и Азербайджан – это практически единый социум. Достаточно сказать, что азербайджанская диаспора является едва ли не самой большой в России, и азербайджанский бизнес занимает весьма высокое положение в РФ, равно как российский – в Азербайджане. То есть, Азербайджан сейчас находит большее политико-экономическое понимание в России и Иране, чем на Западе, довольно чуждом его менталитету и «демократическому» напору. Поэтому вслед за совместными российско-азербайджанскими проектами мы можем стать свидетелями фактической и всеобъемлющей интеграции Азербайджана в евразийское политико-экономическое пространство.

Западу придется с этим либо смириться, либо вбивать клин в российско-азербайджанское сотрудничество, «отягощенное» еще и фактором Ирана. Это «трио» может оказаться гораздо более «весомым», чем другие региональные альянсы – как с идеологической, так и с военно-политической и экономической точки зрения. Хочет того Запад или нет, для этого существует соответствующая база: общие интересы на Каспии, борьба с терроризмом, совместные логистические схемы, увеличивающийся товарооборот между сторонами, и т.д.

И, что самое главное, все три страны упорно отстаивают право на невмешательство Запада в свои внутренние дела. В принципе, они могут серьезно поплатиться за это, но, с другой стороны, Москва, Баку и Тегеран пока держат «оборону», и есть определенные основания полагать, что она, во всех смыслах, будет взаимно укрепляться.