Posted 25 ноября 2015,, 12:55

Published 25 ноября 2015,, 12:55

Modified 31 марта, 05:20

Updated 31 марта, 05:20

Турции и России нужен посредник

25 ноября 2015, 12:55
Ильхаму Алиеву прочат новое амплуа – он может помирить Путина с Эрдоганом, уже начавшим "слегка оправдываться". А пока ситуация остается достаточно горячей, эксперты спорят, действовал ли президент Турции сам или ему «суфлировали».

Официальная Анкара, судя по всему, не раскаивается в том, что турецкие летчики сбили российский военный самолет в небе над Сирией, но ее президент Реджеп Тайип Эрдоган после консультаций с НАТО неожиданно заявил, что ВВС Турции узнали о принадлежности самолета России только после того, как об этом заявили российские власти. Тут, конечно, возникает множество вопросов, но о них – ниже.

Эрдоган также, по данным РИА Новости, заявил на Международном исламском экономическом конгрессе в Стамбуле, что Турция не собирается «раздувать» инцидент: «Мы только защищаем свою безопасность и права наших (туркменских) братьев», - сказал он. И вообще, «Турция всегда выступала за мир, диалог, дипломатическое урегулирование, и после этого мы будем продолжать делать то же самое. Но пусть никто не ждет, что мы останемся глухи и слепы к нарушению нашего пространства, наших границ, нашего суверенитета».

Вероятно, на вербальное поведение Эрдогана повлияло заседание НАТО по вопросу сбитого самолета, а также крайне жесткая реакция на произошедшее президента России Владимира Путина. Надо думать, что не все члены Североатлантического альянса, и, в первую очередь, Германия, погладили Эрдогана по головке, поскольку Турция как член НАТО поставила эту организацию в очень сложное положение, а заодно и перед извечным вопросом «Что делать?». Ведь далеко не всем государствам блока охота связываться с Россией из-за, мягко говоря, эксцентричности Эрдогана и поддерживать его любой ценой.

Пока действия Анкары явно поддерживают только США. Вполне вероятно, что официально критиковать ее не станет и НАТО – из солидарности по принципу членства в альянсе. Но даже некоторые турецкие эксперты считают, что, прибегнув к радикальным мерам, Анкара погорячилась и сама создала кризисную ситуацию, из которой как-то придется выбираться. Не исключено, что положительную роль в этом деле может сыграть стратегический партнер Турции – Азербайджан, находящийся к тому же в довольно близких отношениях с Россией. Говоря прямо, речь идет о том, чтобы президент Азербайджана Ильхам Алиев «помирил» Эрдогана с Путиным.

Как сказал в интервью Vesti.az турецкий адмирал в отставке Сонер Полат, «Турецкая сторона заявляет, что российский самолет нарушил воздушное пространство нашей страны. Если это действительно так, то и в этом случае не следовало прибегать к радикальным мерам, так как это привело к эскалации напряженности между Москвой и Анкарой». По его словам, «По сути, Турция сама создала кризисную ситуацию и теперь ей самой придется разбираться в этом».

С одной стороны, считает отставной адмирал, инцидент в воздухе «приведет к ухудшению стабилизирующихся отношений Москвы и Анкары, с другой – сложившаяся ситуация играет на руку Вашингтону и НАТО, которые используют Турцию в своих корыстных целях. США за спиной Турции в очередной раз сделали свое дело. Не удивлюсь, если завтра США призовут обе стороны разрешить конфликт между собой. Но это видимая часть айсберга. На самом деле, Вашингтон преследует лишь свои интересы». Вообще же, сказал Сонер, ситуация напоминает «Кубинский кризис», и для его разрешения Турции следует прибегнуть к «дипломатическим методам», требующих больших усилий.

«Если Ильхам Алиев выступит с инициативой миротворчества, он внесет весомый вклад в турецко-российские отношения. Турция должна постараться решить конфликт посредством третьей стороны, и если это будет Азербайджан, будет лучше», - сказал Сонер.

О логичности и желательности посреднической роли Алиева в урегулировании российско-турецких отношений пишут и аналитики Haqqin.az. Они не исключают, что к «решительным действиям» Турцию подтолкнул визит Путина в Тегеран, поскольку от российско-иранского сотрудничества зависит успех всей операции в Сирии - ведь армия этой страны не может справиться с оппозицией без российских воздушных бомбовых ударов и поддержки Вооруженных сил Ирана на земле.

Но что в таких условиях делать Азербайджану, граничащему с Россией и Ираном и находящемуся в союзнических отношениях с Турцией, задается вопросом азербайджанское издание. Ведь «поддержка только одной стороны конфликта наверняка сделает республику объектом давления со стороны остальных», то есть России и Ирана, имеющих «достаточно рычагов воздействия на Баку». Оставаться нейтральной стороной тоже не получится. Так в чем же выход?

«По нашему мнению, свою волю Баку может проявить именно сейчас, в условиях противоречий между Анкарой, Москвой и Тегераном. В интересах Азербайджана не конфликт, к участию в котором его тоже станут активно подталкивать, а налаживание сотрудничества. Лучшей фигуры для примирения Эрдогана с Путиным, чем Ильхам Алиев, найти трудно. Возможно, он мог бы пригласить в Баку лидеров России и Турции для двусторонних переговоров по урегулированию кризиса с российским самолетом, предложить столицу Азербайджана в качестве постоянной площадки для встреч и диалога», - считает Haqqin.az.

Идею можно считать здоровой по разным причинам: во-первых, в любом случае сторонам необходимо избежать еще более трагических последствий уничтожения российского самолета, имея в виду, что совсем недавно российско-турецкие отношения развивались поступательно и взаимовыгодно, а теперь они находятся едва ли не на грани войны. Значит, страсти надо остудить, и Алиев, находящийся в прекрасных отношениях с обеими сторонами, может это сделать, не сильно наступая на самолюбие Путина и Эрдогана. То есть, для видимости нужен посредник, и он есть.

В пользу того, что «мириться» надо, говорит и тот факт, что конфронтация крупных региональных держав, одна из которых является членом НАТО, а другая – ОДКБ, приведет к совершенно непрогнозируемым последствиям не только регионального, но и мирового масштаба, и подтолкнет к созданию предпосылок для третьей мировой войны – вспомним убийство Эрцгерцога Фердинанда, ставшее в 1914 году формальным поводом для начала Первой мировой.

То есть, в регионе сейчас настолько сложная расстановка сил, включая Сирию, курдов и фактор США, что разрядить ситуацию могут дипломатические усилия, которым определенные силы ставят палки в колеса. И тут можно рассчитывать только на здравомыслие нескольких западных стран, которых война и террористическая активность категорически не устраивает.

Но вернемся к собственно Эрдогану. Разумеется, Турция знала о том, что сбивает российский самолет. По ее утверждению, она предупреждала его десять раз, и у нее ни разу не возникло сомнений в том, кого, собственно, она предупреждает. Поэтому вполне возможно, что никаких предупреждений не было, и уничтожение самолета было преднамеренной акцией в ответ на российско-иранский альянс по Сирии. А также предупреждением России, чтобы она не наносила удары по территории, контролируемой воюющими против Асада сирийскими туркменами. Территорию эту Турция считает зоной собственного влияния.

Но, по большому счету, сбив самолет, Турция надеялась нанести удар по нарастающему влиянию Путина на Ближнем Востоке, что может обернуться для нее крайне тяжелым, как минимум, противоположным результатом. Вероятно, Эрдогану все же в этом деле кто-то «суфлировал», но вся серьезность ситуация дошла до него, так сказать, "опосля", после реакции России и, предположительно, некоторых партнеров по НАТО.

Кроме того, сбив самолет и усилив напряженность в регионе, Эрдоган поднял и внутриполитический градус в самой Турции, где у него множество серьезных противников, и где он хочет провести непопулярную конституционную реформу с тем, чтобы чуть ли не пожизненно остаться единоличным правителем в государстве. А это означает, что его ждет еще один, более мощный, «Парк Гези», а, выражаясь более «современно» - «майдан».

В общем, Эрдоган сделал все, чтобы, насолив России, насолить самому себе и утвердить за собой репутацию непрогнозируемого и поэтому весьма опасного политика. На Западе это прекрасно понимают, поэтому будут пытаться манипулировать турецким президентом на его же собственных стратегических и тактических ошибках. Тем не менее, с ним сейчас выгоднее проводить политику деэскалации напряженности, тем более, что «оправдания» Эрдогана говорят о том, что к такой политике он так или иначе готов, или его к ней принудили. Но надолго ли?

Вот что сказал американский аналитик, ведущий независимой новостной радиопрограммы CPR News Дон ДеБар – его цитирует РИА Новости. Сбив российский Су-24 над территорией Сирии, Турция фактически начала военные действия одновременно против Сирии и России, и шаг этот видится «безумным». «Нормы дипломатических отношений и Эрдоган – это не вполне совместимые вещи. Если его поведение заранее расписано, что вполне возможно, то он подает себя этаким «плохим копом», причем сумасшедшим. Если же все это не запланировано заранее и это его реальное поведение – то он и есть сумасшедший».

«Взглянем на вопрос объективно, - продолжил ДеБар. - Страна совершает военные действия против одного из своих соседей, а также против ядерной супердержавы, а Россия – это именно такая страна. И страна эта связана с Сирией договором о взаимопомощи. Естественно, Россия намного более благоразумна, и ответ ее будет гораздо более разумным, но вообще-то – это не что иное, как сценарий третьей мировой войны, претворяемый в жизнь Эрдоганом».

По мнению американского аналитика, особого внимания заслуживает возможный мотив атаки на российский самолет. То, что эта атака была осуществлена после того, как ВКС РФ перерезали пути поставки в Турцию контрабандной нефти от ИГИЛ, вряд ли является случайным совпадением. И далее: «Российская атака на «нефтяную трубу ИГИЛ» – бесконечную вереницу грузовиков с нефтью, которая каким-то образом умудрилась просуществовать целый год и не быть разбомбленной США – вполне закономерно вызывает эту эскалацию со стороны Турции. Не думаю, что это совпадение».

Возвращаясь к возможному новому амплуа Алиева, заметим, что оно было бы весьма кстати, пока Эрдоган не переступил через еще одну, более серьезную грань, и пока Россия и Турция еще способны «вытянуть ноготок» из сирийского болота, не превратив его в плацдарм масштабного военного противостояния с участием НАТО или отдельных его государств.

А пока одним из военных ответов России Эрдогану является анонсированная министром обороны России Сергеем Шойгу переброска на авиабазу Хмеймим в Сирии новейших зенитно-ракетных систем С-400. Ответы, вероятно, продолжатся.

Ирина Джорбенадзе