Posted 19 января 2016,, 12:40

Published 19 января 2016,, 12:40

Modified 31 марта, 04:41

Updated 31 марта, 04:41

Проблеск в конце «украинского тоннеля»

19 января 2016, 12:40
Петр Порошенко вновь заявил о возврате «аннексированных» территорий, а эксперты говорят о возможном «размене» Крыма на Донбасс.

Президент Украины Петр Порошенко провел первую в наступившем году пресс-конференцию. В ходе общения с журналистами, которое длилось, кстати, почти два часа, что для него даже много, президент вкратце подвел итоги ушедшего года и обрисовал задачи, стоящие перед страной на новом этапе. В качестве главного своего достижения президент назвал укрепление обороноспособности страны. Приоритетными задачами в 2016 году Петр Порошенко, естественно, посчитал возвращение в состав украинского государства Донбасса и Крыма. Причем последний должен, по его мнению, вернуться в рамках переговоров по новой схеме, которую президент условно назвал «Женева плюс». Практически в каждом своем тезисе президент Порошенко декларировал приверженность духу и букве Минских соглашений.

Вроде бы никаких сенсаций. Некоторые аналитики поторопились было назвать пресс-конференцию «формальной», а прозвучавшие на ней тезисы «банальными», однако предшествовавшие ей и последовавшие за ней события показали, что в действительности, несмотря на «скучность» выступления Порошенко, вокруг Украины определенно что-то происходит. Речь идет, прежде всего, о визите в Киев 13 января нового представителя РФ в трехсторонней контактной группе Бориса Грызлова и его «неофициальной» встрече с Порошенко. Правда, украинский президент уточнил, что это не был разговор «с глазу на глаз».

Спустя два дня, 15 января, в государственной резиденции Пионерское под Калининградом состоялись переговоры помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктории Нуланд и помощника президента Российской Федерации Владислава Суркова. Известно, что разговор продолжался долго.

Теперь прозвучавшие на пресс-конференции Порошенко заявления, в частности, по поводу «возвращения Донбасса и Крыма», можно рассматривать только в контексте этих встреч, поскольку сам факт их проведения вряд ли можно считать простым совпадением.

Аналитики сразу заговорили о возможном грядущем переломе в ситуации на Донбассе. Прозвучали мнения, что Россия может «покинуть» Донбасс и не станет более оспаривать право на эту украинскую «собственность». Следовательно, «ритуальное» заявление Петра Порошенко о возможности скорого «возврата», по крайней мере, Донбасса, - неожиданно оказывается не лишенным оснований, хотя еще пару месяцев назад такая постановка вопроса казалась в принципе крайне маловероятной. «Россия под давлением санкций может начать выполнять Минские договоренности. Это могло быть причиной встречи президента Петра Порошенко с Борисом Грызловым». Такое мнение в эфире украинского «Пятого канала» высказал политтехнолог Виктор Уколов.

Более определенно высказалась политолог, директор Института национальной стратегии Украины Олеся Яхно-Белковская. Комментируя состоявшуюся пресс-конференцию и прошедшие переговоры, она сказала, что сейчас «мы можем говорить о победе подхода Украины и Запада в разрешении конфликта на Донбассе над подходом России и самопровозглашенных ДНР и ЛНР».

Российский вариант трактовки Минских соглашений, по мнению Олеси Яхно, предполагает, что вначале следуют политические изменения, затем происходит демилитаризация и возврат границы под контроль Украины. То есть, имеются в виду политические изменения под давлением «военного шантажа». Украинский и западный варианты трактовки Минских соглашений подразумевает политические изменения после прекращения военных действий и демилитаризации региона.

Эти же две логики борются и в вопросе о выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Украина настаивает на выполнении всех условий четвертого пункта Минских соглашений, согласно которому соблюдается процедура, и при этом не столь важно, кто будет избран. ДНР, ЛНР и Россия настаивают на персоналиях, а не процедуре. «Насколько мне известно, - сообщила Олеся Яхно «Росбалту», - представители ДНР и ЛНР в принципе против участия партий в выборах, то есть выступают за мажоритарные выборы. Политическая часть затягивается из-за борьбы этих двух логик. Поскольку победа какой-либо из них де-факто будет означать, кто будет контролировать регион – Украина или Россия. Один только пункт – допуск украинских СМИ в ДНР и ЛНР - уже повлияет на настроения жителей».

Россия, как полагает Яхно, и дальше настаивала бы на своем варианте, но свою роль сыграло падение цены на нефть, возврат Ирана на рынок, экономические санкции Запада, завышенные ожидания Кремля относительно договороспособности Запада на теме Сирии.

По мнению политолога, происходит «де-факто распад Таможенного союза, поскольку партнеры России - Казахстан и Беларусь - имеют альтернативную позицию относительно пошлин на украинские товары после вступления в действие Зоны Свободной Торговли с Европейским Сообществом». Нельзя не учитывать и альтернативные экономические проекты, в частности, новый «Шелковый путь». Эти и другие причины, как полагает Яхно, вынуждают Кремль, вопреки желанию, идти на определенные уступки по Донбассу.

Похожую точку зрения высказал «Росбалту» политолог, заведующий украинским Бюро Центра политических технологий Георгий Чижов. Основным стимулом действий российского руководства, как полагает Чижов, является ухудшающееся экономическое положение страны. Чтобы стабилизировать ситуацию, крайне желательна отмена наиболее чувствительных западных санкций: запрета на кредитование российских банков и компаний и некоторых секторальных ограничений. Поэтому Россия сегодня действительно реально готова пойти на некоторые уступки по Донбассу.

Строго говоря, «Новороссия», по мнению Георгия Чижова, это уже в принципе отыгранная карта. Проект не получился. Москве в нынешнем виде он не нужен, кроме того, достаточно затратен. При этом фактически возвратить Украине Донецк и Луганск Москва тоже не может. Это привело бы к чудовищным имиджевым потерям, которые быстро бы конвертировались в потери политические. Возможными оказываются лишь попытки имплементировать пресловутые Минские соглашения, хотя порядок их реализации Москва и Киев видят совершенно по-разному.

«Россия намерена показать Западу, что она со своей стороны выполняет и готова дальше выполнять соглашения, поэтому санкции можно смягчать, - комментирует «Росбалту» ситуацию Георгий Чижов. - На это и направлены встречи Грызлова с Порошенко и Суркова с Нуланд. Украина тоже вынуждена «держать марку» перед Западом и демонстрировать свою заинтересованность в переговорах. Хотя, на мой взгляд, ни та, ни другая сторона в успешную реализацию Минских соглашений в их нынешнем виде не верят».

Однако, в отличие от некоторых своих коллег, политолог полагает, что серьезное «отступление» России из Украины вряд ли произойдет в наступившем году. «Включив Крым в состав страны, Кремль лишил себя возможности хоть какого-то маневра на этом направлении, - говорит Чижов. - Подвижки и уступки на Донбассе тоже довольно быстро упрутся в тупик, за которым будет находиться уже признание собственного поражения. Пока Россия сохраняет контроль над ситуацией, уступки с ее стороны могут быть лишь незначительными и символическими. Воспримет ли всерьез такие уступки Запад - вопрос пока открытый».

Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев в эфире радиостанции «Голос столицы» частично подтвердил сказанное выше. Он предположил, что «мирный, а не военный путь, предполагает какие-то компромиссы». Он полагает, что и Украина будет идти на какие-то уступки. В конце января парламент должен принять конституционную поправку об особом статусе Донбасса и децентрализации в целом. Дальше нужно будет думать о проведении выборов. По любым пунктам, по мнению Карасева, нужно искать компромиссы, в частности, по Надежде Савченко и по обмену пленными. «Думаю, что с предложениями такого рода и приезжал Грызлов, - сказал Вадим Карасев в эфире радиостанции. - С предложениями Владимира Путина по хотя бы частичной нормализации отношений Украины и России».

Назначение Бориса Грызлова представителем РФ в контактной группе в Минске, с учетом его присутствия в российской вертикали власти, по мнению Олеси Яхно, является «повышением переговорного уровня со стороны самой России». «Другое дело, на что будет направлено участие Грызлова, – продолжила высказывать свою точку зрения политолог в беседе с корреспондентом «Росбалта». - Ведь в том же визите в Киев в итоге оказалось больше публичного эффекта. В том смысле, что в любом событии есть форма и содержание, и оказалось, что и российские, и украинские СМИ обсуждали форму, а не содержание».

Что касается переговоров Нуланд и Суркова, то здесь, как полагает Олеся Яхно, примечательны две детали: место, где они проводились, то есть, Калининград, и фигура представителя от России, то есть, - Владислав Сурков. Здесь тоже много символизма, публичной составляющей, что важно, на взгляд эксперта, для властей России. Хотя предмет переговоров мог быть каким угодно.

Показательно, что важность заявлений Порошенко на пресс-конференции, а также прошедших после нее переговоров подтверждает и американская сторона. Причем на этот раз официальные лица со стороны США открытым текстом называют «цену» возможного снятия санкций с России в случае решения проблемы Донбасса.

Координатор политики санкций Государственного департамента США Дэниел Фрид заявил, что в случае решения конфликта на Донбассе Соединенные Штаты могут снять общие санкции с России, сообщила украинская служба «Радио Свобода».

«Это возможно, что будет достигнуто удовлетворительное решение на Востоке Украины, а Крым останется под российской оккупацией, – сказал Дэниел Фрид, выступая в Школе международных отношений в Вашингтоне 14 января. - В этом случае мы бы сняли общие санкции c России, но оставили санкции в отношении Крыма. США и Европа специально ввели отдельные санкции в отношении Крыма, чтобы оставить эту возможность».

Таким образом, господин Фрид подтвердил, пусть и косвенно, возможность «обмена» Донбасса на Крым, то есть ситуацию, при которой США смогут временно закрыть глаза на «российскую оккупацию» полуострова и даже снять «общие санкции» с России в обмен на отказ от претензий на восточные территории Украины. При этом координатор политики санкций полагает, что Россия готова в наступившем году пойти на такие уступки. Он заявил, что Россия «настроена на дипломатическое решение конфликта на Востоке Украины, и не исключено, что это произойдет в 2016 году».

Показательно, что Дэниел Фрид также открытым текстом обратил внимание публики на действенность санкций. «Если бы мы не ввели санкции, я не знаю, какой бы была сейчас ситуация в Украине, – сказал Фрид. - Но я уверен, что значительно хуже. Вы помните «Новороссию», в которой Россия претендовала на треть Украины? Эта идея исчезла».

С этим трудно не согласиться. Действительно, идея «Новороссии» давно уже исчезла с первых полос российских газет и новостных лент. Возможно, все вышесказанное и составляет суть долгожданного компромисса, заключающегося, как уже говорилось, в своеобразном «обмене» Донбасса на Крым.

Впрочем, этот «обмен» подразумевает, что в будущем к вопросу Крыма стороны могут еще вернуться. Правда, до этого пройдут годы, а то и десятилетия. Конечно, многие вопросы еще ждут своего разрешения. В частности, упоминавшиеся Олесей Яхно вопросы выборов на Востоке Украины и контроля над границей. Позиция президента Путина здесь неизменна, и она, мягко говоря, не вполне совпадает с позицией украинской стороны. Тем не менее, о каком-то, если не «свете», то «проблеске» в конце туннеля, можно, наверное, говорить уже сейчас.

Юрий Гладыш