Польская дорожная война

Приграничный конфликт может привести к тому, что попасть на грузовике из России в ЕС можно будет только через Финляндию.


Россия может запретить польским дальнобойщикам возить грузы © FreeImages.com Content License

Россия может запретить польским дальнобойщикам провозить грузы по ее территории. С учетом ситуации на Украине, объехать ее будет невозможно. И если раньше в ответ поляки могли заблокировать россиянам путь в ЕС, то теперь эта угроза Москве не так страшна.

Споры о том, какое количество разрешений нужно на пересечение границы транзитным грузовым транспортом (в просторечье у самих дальнобойщиков, «дозволы»), в январе начинаются между Россией и Польшей почти каждый год. Дело в том, что эти две страны, пожалуй, крупнейшие конкуренты. Россия близка к монополистическому положению на постсоветском пространстве, а Польша доминирует на рынке Центральной, Восточной и даже Северной Европы.

В Москве всем памятны недавние протесты дальнобойщиков, которые оказались куда более грозной общественной и экономической силой, чем об этом думали власти, когда вводили пресловутую систему «Платон», призванную собирать с владельцев крупнотоннажного транспорта обязательную оплату за пользование дорогами. Однако в Польше подобный конфликт наверняка закончился бы падением правительства. Структура бизнеса «дальнобоев» там схожая — многие водители владеют своими грузовиками и устраиваются субподрядчиками к большим фирмам.

Насколько много грузовиков в Польше, становится понятно, если попробовать проехаться по ее дорогам. Повсеместное присутствие дальнобойщиков особенно хорошо ощущается, когда сталкиваешься с ними на третьестепенной сельской дороге, где разъехаться с огромной фурой весьма проблематично. Иначе говоря, дальнобойщики — короли польских дорог.

Неудивительно, что «дорожная война» обычно заканчивается тем, что российские и польские власти после долгих препирательств каким-то образом все же договариваются. Так, например, было в прошлом году, когда в РФ накануне Нового года приняли закон, требовавший от иностранцев специальных процедур по оформлению грузов.

На этот раз, впрочем, все может оказаться сложнее. Как сообщает российское министерство транспорта, 27 января оно получило письмо замминистра инфраструктуры и строительства Польши Ежи Шмита, «в котором в очередной раз высказано неудовлетворение польской стороны новыми требованиями российского законодательства в сфере регулирования международных автомобильных перевозок, направленными на усиление государственного контроля».

В ответ российская сторона предложила Польше на время разрешения противоречий, «принимая во внимание сжатые сроки поиска взаимоприемлемых решений», продлить срок действия разрешений прошлого года до 15 февраля 2016 года. Но россияне утверждают, что поляки не ищут компромисса и требуют просто отменить новые российские нормы оформления грузов (прописанные в ФЗ N362-ФЗ и сопутствующих нормативных актах), которые серьезно затрудняют работу иностранных перевозчиков.

В свою очередь Ежи Шмит накануне новой встречи сообщил польским журналистам, что переговоры уже проводились дважды: 21-22 декабря 2015 года в Варшаве и 21-22 января в Светлогорске (Калининградская область). «Однако наши партнеры по переговорам не принимают наши объяснений и аргументов», - утверждает он. По словам варшавского чиновника, польская сторона объясняет российским коллегам, как работает ее экономика, которая является частью Евросоюза. «Ситуация, при которой польские перевозчики везут товары, происходящие из Польши, но произведенные иностранными фирмами — нормальна, и не может быть интерпретирована как перевоз товаров третьих стран», - утверждает Ежи Шмит.

Действительно, сегодня Польша - крупнейший в ЕС производитель автомобильных запчастей и бытовой техники, вроде стиральных и посудомоечных машин. Однако большую часть этих товаров на польской территории производят немецкие и другие зарубежные фирмы. В России, стоит отметить, тоже работают иностранные производители, но никто не станет в связи с этим называть, например, собранный под Калугой «Фольксваген» немецким товаром.

Как и российские коллеги, Ежи Шмит предупреждает, что если договоренность достигнута не будет, то трансграничное движение большегрузных автомобилей, скорее всего, прервется. Причем поляки в этом случае будут считать, что это именно россияне нарушили двустороннее соглашение от 1996 года.

Впрочем, если еще пару лет назад Россию такая угроза испугала бы всерьез, то сейчас положение изменилось. Ведь тогда она полностью зависела от импорта. Сейчас же постоянно говорится о том, что можно (и даже нужно) обойтись без ввоза товаров из ЕС.

В реальности положение, возможно, не сильно лучше, чем в 2013 году, несмотря на громкие разговоры про «импортозамещение». Однако не стоит закрывать глаза на радикальные лозунги властей. Решиться прервать трансграничную торговлю, фактически запретив ввоз того, что еще поставляется в Россию из ЕС через Польшу и с помощью польских компаний-перевозчиков, российское правительство вполне может попробовать.

Заодно накажут и российских дальнобойщиков, которые в результате ответных польских мер смогут ездить в Евросоюз только кружным путем - через Финляндию. Ну а россияне тогда со второй половины февраля 2016 года останутся, например, без автозапчастей, что им вряд ли сильно понравится. Вот только правительство это вряд ли волнует.

Иван Преображенский


Ранее на тему Польско-российские переговоры по вопросу грузоперевозок не принесли результатов

Новый раунд переговоров по автоперевозкам между Россией и Польшей пройдет в Варшаве в среду

Грузоперевозки между Россией и Польшей прекращаются 1 февраля