Posted 1 февраля 2016,, 14:31

Published 1 февраля 2016,, 14:31

Modified 31 января, 08:54

Updated 31 января, 08:54

Второе турецкое обострение

1 февраля 2016, 14:31
Анкара спешит исключить Россию из процесса сирийского урегулирования, опасаясь непредсказуемой смены власти в Вашингтоне.

Анкара торопится исключить Россию из процесса урегулирования сирийского конфликта. Не пройдет и года, как в США выберут нового президента и его фамилию, а тем более, политику предсказать пока трудно. А вдруг он создаст в Сирии совместную американо-российскую военную базу?

Турция инициировала новый скандал, связанный с вторжением российского самолета, участвующего в сирийской операции по поддержке Башара Асада, в турецкое воздушное пространство. При этом особенно отмечается, что пересечение государственной границы зафиксировали не только турецкие, но и натовские радары. На этот раз на сторону турок сразу встали их союзники по НАТО, включая США. Пентагон поторопился официально подтвердить версию Анкары.

Информацию о полете Су-34, как заявил глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу, уже передали российским военным. Кстати, что показательно, заявил об этом турецкий министр на пресс-конференции в Саудовской Аравии, которая фактически выступает союзником Турции в противостоянии с Россией.

К счастью, на этот раз официальная Анкара не отдавала приказ сбить российский военный самолет. По словам Чавушоглу, турецкие власти ждут от Москвы, что она признает факт нарушения воздушного пространства и надеются на нормализацию отношений. Ведь прошлое пограничное столкновение закончилось тем, что российский самолет был уничтожен ракетой, а один из пилотов, пытавшихся спастись, убит. Новый же конфликт пока исключительно дипломатический, погибших и раненных нет. Впрочем, история, к сожалению, еще не исчерпана. Турецкие ВВС приведены в повышенную боевую готовность.

Ассиметричный ответ, который дала Россия, тоже позволяет опасаться дальнейшей эскалации. По данным газеты «Коммерсант», российские спецслужбы неожиданно обнаружили, что за взрывом над Синаем российского авиалайнера Airbus A321, принадлежавшего «Когалымавиа» и летевшего из Египта, могли стоять члены турецкой радикальной националистической организации «Серые волки». Причем в ФСБ утверждают, что она якобы связана с «Исламским государством» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ).

«Серым волкам» сразу поторопились припомнить и участие в войне в Чечне на стороне «ичкерийских» боевиков. Также отмечается, что один из лидеров турецкой националистической организации, 32-летний Алпарслан Челик, по данным российских спецслужб, взял на себя ответственность за расстрел в ноябре прошлого года одного из катапультировавшихся российских пилотов с того самого бомбардировщика, который был сбит турецким истребителем.

Анкара не торопится комментировать эту информацию, тем более, что официального запроса с российской стороны не было. Но сам факт появления такой версии означает, что Москва не намерена идти на примирение с режимом турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана. По одной из распространенных версий, после того как турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик, российский президент пришел к выводу, что турецкий коллега стал его личным врагом, так что Владимир Путин намерен бороться с Эрдоганом, что называется, до победного конца.

Развязка этой истории может наступить после смены власти в Вашингтоне. Мало кто заметил, что не только Сирия, но и Турция стали темами (пусть и периферийными) предвыборной президентской кампании в США. В частности, один из наиболее популярных пока претендентов на пост главы государства, представитель Демократической партии и бывшая глава Госдепартамента США Хиллари Клинтон, чтобы заручиться поддержкой греческой диаспоры, достаточно жестко высказывалась в адрес Эрдогана. Клинтон припомнила Анкаре и проблему непризнанной Турецкой республики Северного Кипра, сообщив, что турецкие войска должны покинуть Кипр, а греческая и турецкая общины острова — примириться не как два разных государства, как того хочет Анкара, а как единая страна в составе ЕС. И, наконец, под сомнения были поставлены лидирующие региональные позиции Турции в НАТО.

Для Анкары это может означать изменение позиции США и по Сирии, вплоть до возможного союза с Россией. То есть, практически полной потери влияния Турции на этот регион, либо же перехода ее на подчиненное положение в новой большой коалиции. Этого режим Эрдогана допускать категорически не хочет. Так что не исключено, что именно выборы в США являются тем стимулом, который заставляет Турцию обострять отношения с Россией, добиваясь ее скорейшего ухода из Сирии — желательно в течение года, пока Америка не обрела нового президента.

Иван Преображенский