Posted 2 февраля 2016,, 16:14

Published 2 февраля 2016,, 16:14

Modified 31 января, 08:56

Updated 31 января, 08:56

Клинтон и Трамп споткнулись в Айове

2 февраля 2016, 16:14
Предварительные выборы в США не дали ожидаемого результата. В президентской гонке по-прежнему сохраняется интрига.

Президентская гонка в США добралась до этапа череды предварительных выборов (праймериз), по итогам которых две ведущих партии — Республиканская и Демократическая — должны будут решить, кого они отправят бороться за Белый дом.

Напомним, что выборы 45-го президента США состоятся 8 ноября 2016 года, а нынешнего главу государства Барака Обаму, уже отработавшего оба дозволенных срока, он сменит после инаугурации, которая пройдет 20 января 2017 года.

В понедельник в штате Айова прошли праймериз, которые скорее запутали ситуацию, чем внесли ясность в расстановку сил. Фаворит Демократической партии Хиллари Клинтон разделила штат с «леваком», сенатором от Вермонта Берни Сандерсом. Бывшая глава Госдепартамента и супруга 42-го президента США Билла Клинтона набрала на десятые доли процента больше голосов, но на конечном результате это не отразится. Оба получили по 21 голосу выборщиков. Так что у демократов теперь два лидера, хотя ситуация облегчается тем, что кроме Клинтон и Сандерса других реальных кандидатов у этой партии нет.

У «великой старой партии», как в США называют республиканцев, все сложнее. Там есть полдюжины кандидатов, которые сохраняют реальные шансы получить поддержку на партийном съезде, запланированном на конец июля. По итогам предварительного голосования в Айове миллиардер Дональд Трамп, который в России известен благодаря своим позитивным отзывам о Владимире Путине, уступил лидерство техасскому сенатору Теду Крузу.

Таким образом, ни один из фаворитов предвыборных социологических опросов не может быть довольным. Хиллари Клинтон, конечно, постаралась превратить свое формальное преимущество в десятые доли процента в большую победу, а Трамп — сохранить лицо, выражая гордость тем, что ему досталось на предварительных выборах второе место.

В реальности же после Айовы у демократов теперь совершенно четко понятно, что за место единого кандидата от партии борются два равновеликих политических лидера. Клинтон и «левак», почти социалист Берни Сандерс, неожиданно составивший бывшей первой леди серьезную конкуренцию.

Что касается республиканцев, то они будут выбирать как минимум из трех кандидатур. У них есть не только Круз, заручившийся поддержкой 27,7% партийных активистов в Айове, и Дональд Трамп, набравший 24,3% голосов, но сенатор из Флориды Марко Рубио, пришедший на третье место почти вплотную к миллиардеру — с 23,1% голосов. Кроме того, у республиканцев «в засаде» сидят еще несколько политиков, которые продолжают вести предвыборную гонку и могут «выстрелить» на следующих праймериз. В их числе стоит упомянуть губернатора Огайо Джона Кейсика, врача-нейрохирурга Бена Карсона и бывшего президента Hewlett-Packard Карли Фиорину. Что касается бывшего губернатора Флориды Джеба Буша, то он, похоже, уже окончательно растерял шансы стать третьим, после отца и брата, представителем своей семьи, побывавшем на посту президента США.

Так что у республиканцев все еще может серьезно измениться. Тем более, что в Айове они проводили предварительные выборы в виде так называемых кокусов — общих собраний, на которые приходят только партийные активисты и функционеры. У демократов же выбор между Клинтон и Сандерсом мог делать любой желающий. Так что шансы на победу у Дональда Трампа, который остается для Республиканской партии чужаком, на кокусах были несколько ниже, чем у «старых партийцев».

Ясность должны внести важные праймериз, который пройдут всего через неделю, 9 февраля, в штате Нью-Гэмпшир. А 1 марта в США наступит так называемый «супервторник», когда предварительные выборы состоятся сразу в 13 штатах.

Тогда ситуация станет уже иной — это будут уже практически классические выборы с избирательными участками и урнами для голосования. Причем во многих штатах принять участие в праймериз, теоретически, может любой гражданин, зарегистрированный как избиратель, вне зависимости от своей партийной принадлежности.

Таким образом, там, где проголосовать может каждый, включая даже представителей конкурирующей партии, шансы таких «не вполне партийных» кандидатов как Дональд Трамп заметно возрастают. За него свои голоса готовы отдать многие американцы, которые не считают себя избирателями ни Демократической, ни Республиканской партий.

У демократов, впрочем, ситуация сложнее. Теоретически консервативный избиратель вполне может прийти на демократические праймериз и поддержать Хиллари Клинтон. Однако возможно и обратное — например, массовое голосование за Берни Сандерса разного рода «леваков», реформистов и беспартийных активистов, которых в США тоже немало. Шанса продвинуть на пост президента почти «своего» политика у них давно не было и команда сенатора от Вермонта вполне может этим попытаться воспользоваться.

Рейтинги всех кандидатов пока так близки друг к другу, что кампания по выдвижению кандидатов обещает быть весьма острой и долгой. Того же стоит ждать и от финального соперничества демократического и республиканского претендентов на Белый дом, которому будет посвящена вторая половина года.

Иван Преображенский