Posted 5 февраля 2016,, 09:03

Published 5 февраля 2016,, 09:03

Modified 31 января, 08:58

Updated 31 января, 08:58

Куда втягивают Армению?

5 февраля 2016, 09:03
Визит главы Минобороны Грузии в Армению может говорить о желании Еревана построить новую систему безопасности, несмотря на «дружбу» Тбилиси с Баку и Анкарой.

Трехдневное пребывание министра обороны Грузии Тинатин Хидашели в соседней Армении вышло более резонансным, чем можно было ожидать. Во всяком случае, в армянских СМИ, в отличие от грузинских, царило некоторое возбуждение. Во-первых, привлекла внимание продолжительность визита, а также то, что Хидашели приняла едва ли не вся властная верхушка Армении и высшее духовное лицо этой страны. Армянские аналитики задаются вопросом: о чем столько времени толковали стороны и к чему пришли? Иные же сочли приезд Хидашели всего лишь «визитом вежливости».

Но обратимся к официальной информации. В соответствии с ней, в ходе визита стороны подписали договор о двустороннем сотрудничестве в военной сфере на 2016 год. Документ включает в себя взаимодействие в сферах военного образования, профессиональной подготовки и стратегического планирования, обмен опытом в миротворческой деятельности.

На встрече с Хидашели премьер-министр Армении Овик Абрамян подчеркнул, что экономические и политические отношения между двумя странами находятся на высоком уровне; он отметил важность сотрудничества в оборонной сфере, укреплении безопасности двух дружественных стран и всего региона. Глава грузинского оборонного ведомства в свою очередь отметила, что Тбилиси и Ереван взаимодействуют не только в двустороннем формате, но и в рамках миротворческой миссии НАТО.

Как отметил на пресс-конференции в Ереване глава армянского Минобороны Сейран Оганян, несмотря на то, что Армения и Грузия пребывают в разных системах безопасности — первая является членом ОДКБ, а вторая стремится к членству в НАТО — «это не мешает скреплению добрососедских возможностей для обеспечения региональной безопасности». Хидашели это подтвердила, напомнив, что армянские и грузинские военнослужащие вместе служат в Мазари-Шарифе (на севере Афганистана) во имя общей цели — обеспечения мира и стабильности.

Вообще же грузинские и армянские военные сотрудничают практически только в рамках натовских программ: то Армения выступает в качестве наблюдателя в совместных военных учениях Грузии и альянса, то ее военные проходят курсы горной подготовки в Сачхерской военной школе в Грузии в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира». Как сказала Хидашели после подписания договора, Грузия рядом, через границу, и «мы готовы стоять вместе с вами и работать для решения главной задачи наших стран — обеспечения мира, стабильности и безопасности».

Lragir, в контексте обучения армянских военных в грузинских учебных центрах, пишет, что, возможно, речь идет об «учебке» НАТО, на открытие которой в Грузии Россия отреагировала довольно резко, восприняв ее чуть ли не как натовскую военную базу. «Судя по всему, — пишет армянское издание, — НАТО хочет привлечь туда и армянских военных. … по официальному сообщению, Сейран Оганян не дал конкретного ответа своему грузинскому коллеге и не сказал, будут ли военнослужащие Армении обучаться в тренировочном центре НАТО».

И далее: «Система безопасности в регионе имеет все шансы трансформироваться, если учесть, что Грузия собирается закупить у Франции современные средства ПВО. Парламент уже ратифицировал кредитные соглашения, и не исключено, что грузинский министр обсудила с армянским коллегой и этот вопрос. Фактически в регионе могут появиться современные средства ПВО страны НАТО. Между тем, буквально месяц назад армянский министр подписал в Москве соглашение о присоединении Армении к системе ПВО СНГ. … Судя по отсутствию воодушевленных заявлений, Армения неохотно подписала это соглашение. … Армения не может довольствоваться в обеспечении своей безопасности только сотрудничеством с Россией и предпринимает определенные шаги по диверсификации».

Отмечается также, что «Попытки Армении диверсифицировать систему безопасности, безусловно, вызывают отторжение России. Но отсутствие диверсификации в экономике уже показало всю пагубность такого подхода, и в сфере безопасности это будет смерти подобно».

Но «смерти подобно» для армян стало и открытое «признание» Хидашели на брифинге в Ереване, что Азербайджан и Турция являются стратегическими партнерами Грузии. «Турция, — пояснила она, — соседняя с нами страна, являющаяся членом НАТО, что еще больше углубляет и укрепляет отношения между нами. Грузия благодарна всем, кто ее поддерживает и помогает. Турция предлагает это на политическом уровне на министериалах и саммитах».

Также весьма «обидной» для армян стала распространившаяся ранее информация, в соответствии с которой грузинское оборонное предприятие «Дельта» продает Азербайджану минометы и гранатометы. В принципе, это известие не должно было стать для них шокирующим, поскольку стратегический партнер Армении — Россия — продает вооружение как самой Армении, так и Азербайджану, и Еревану, несмотря на все его недовольство, приходится с этим мириться. Вернее, «утешиться» тем, что Россия, продавая вооружение «и нашим, и вашим», стремится к «сохранению военного баланса в регионе».

Хидашели тоже «утешила» армянскую общественность: в интервью изданию Razm.info, поинтересовавшемуся продажей Азербайджану минометов и гранатометов, а также тем, получил ли Тбилиси какие-либо гарантии от Баку, что это оружие не будет использовано против Армении, она сказала: «Насколько мне известно, это не верная информация, поэтому мы никогда не говорили о гарантиях».

Откровения грузинского министра касательно Турции вызвали «недоумение» прессы. Как пишет закавказская редакция EurAsiaDaily, оно «еще более усилилось, когда Хидашели спросили, — как же так, мы тут говорим о сотрудничестве и расширении связей, а грузинская делегация в ПАСЕ единогласно поддерживает антиармянские проекты резолюций? Естественно, Хидашели не ответила на этот вопрос, сославшись на отсутствие у нее депутатского мандата. Вместо этого последовала глубокомысленная фраза: „Именно так работает политика“. Жаль, никто не спросил, как такая политика называется. „Подставочная“, может быть?».

Что же касается «позиции Грузии по Турции», то «очевидная теплота, с которой грузинское МО отзывалось об Анкаре, слабо вяжется с действиями последней по региону в целом (Сирия, Ирак, опосредованная поддержка ИГИЛ („Исламское государство“ — организация, запрещенная в РФ — прим.авт.), кровавый нефтяной бизнес с террористами ДАИШ и пр.)». Не забыло издание и об «отуречивании и исламизации Аджарии», а также о «напористом наращивании» в ней влияния Анкары.

Как сказал вышеуказанному изданию генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, позиция Грузии — знаковая, и обусловлена она недальновидными попытками усидеть на двух стульях, которые слишком далеки друг от друга. «С одной стороны, Тбилиси пытается как-то восстановить, упрочить экономические отношения с Россией. Конечно же, в этом плане их взгляды будут направлены на Армению как на стратегического партнера России. Тут просто попытка задобрить, и для этого грузинские функционеры будут всячески хвалить армянское руководство, тешить его самолюбие и стараться создать видимость искреннего дружелюбия, готовности к сотрудничеству», — сказал он.

Но с другой стороны, продолжил эксперт, «вектор ровно противоположный: Грузия, как и Азербайджан, сейчас находятся под давлением США. В случае с Грузией „крючком“, на котором она повисла, являются финансы: в период правления Саакашвили Тбилиси взял на себя огромное множество финансовых обязательств, влез в кредиты и попался в петлю. Как сильно эта петля будет затягиваться, зависит исключительно от воли Вашингтона, вот Грузии и приходится елозить».

В целом же, считает Мухин, попытки Грузии заново «подружиться» с Арменией — типичный пример использования мягкой силы, частный случай применения общей стратегии, но не грузинской, а американской. Эксперт пожелал руководству Армении сохранять бдительность и не «вестись» на сладкие тбилисские тосты.

Более «добро» к трехдневному пребыванию грузинского министра обороны в соседней стране отнесся эксперт по вопросам Грузии, научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления Армении Джонни Меликян. Как пишет Sputnik (Армения), приезд Хидашели — всего лишь визит вежливости. Вместе с тем он акцентирует внимание на том, что министр прибыла в Армению после Брюссельского министериала НАТО и встречи глав министерств обороны Турции, Грузии и Азербайджана в рамках трехстороннего формата сотрудничества сторон. Этим Тбилиси, считает эксперт, желает показать, что есть также формат сотрудничества с Арменией, который, несмотря на ограничения, имеет возможности углубления.

Кроме того, Меликян связывает визит главы грузинского Минобороны в Армению с «предстоящими парламентскими выборами, на которых коалиция „Грузинская мечта“, представителем которой является Хидашели, хочет заручиться также поддержкой проживающих в Грузии армян. И этот визит должен показать, что взаимоотношения с Арменией не находятся на плохом уровне и имеют определенное развитие».

В общем, визит Хидашели в Армению вряд ли можно считать «знаковым», «поворотным» и т. д. Он не может быть таким по определению, поскольку за внешнеполитическими и военными «движениями» Армении бдительно следит Россия, а за аналогичными движениями Грузии — и Россия, и Соединенные Штаты. Поэтому теорию, в соответствии с которой Грузия через Армению пытается завязать некие отношения с Россией, вряд ли можно считать состоятельной.

Ближе к реальности видится стремление Армении диверсифицировать систему безопасности в регионе, но, учитывая фактор России, а также очень плохие отношения с Турцией и Азербайджаном, желание остается желанием. Но очевидно также, что Грузия и Армения обречены поддерживать добрососедские отношения вне зависимости от того, к каким политическим полюсам принадлежит каждая из этих стран.

Пока это удается, однако неизвестно, как будут складываться отношения между двумя государствами, если в регионе вспыхнет вооруженный конфликт на почве Нагорного Карабаха. Или если в военных доктринах Грузии и Армении произойдут радикальные перемены.

На данном этапе все же следует полагать, что Ереван и Тбилиси не договорились ни о чем новом, хотя вызовы в регионе множатся хотя бы из-за резкого ухудшения российско-турецких отношений.