Posted 26 февраля 2016,, 09:35

Published 26 февраля 2016,, 09:35

Modified 31 марта, 04:12

Updated 31 марта, 04:12

Никуда Батька не денется?

26 февраля 2016, 09:35
Западные санкции в отношении Белоруссии отменены, союзное с РФ государство существует «на бумаге». Однако этого вряд ли достаточно, чтобы Лукашенко решился на смену главного партнера.

В минувший четверг в Минске прошло заседание Высшего государственного совета Союзного государства России и Белоруссии. Для участия в заседании в белорусскую столицу прибыл Президент Российской Федерации Владимир Путин, которого его белорусский коллега неожиданно назвал «Дмитрием Анатольевичем», порадовав все СМИ, сделавших потом из этой оговорки едва ли не центральную новость о состоявшейся встрече.

Повестка дня включала более десятка вопросов по всему спектру деятельности Союзного государства. В частности, был утвержден союзный бюджет на 2016 год, который, правда, составляет всего-то около шести миллиардов российских рублей. На Госсовете также обсуждались итоги торгово-экономического сотрудничества наших стран. Участники заседания приняли программу взаимодействия на следующие два года.

Несмотря на достаточно бодрый отчет информационного агентства БЕЛТА, большинство экспертов отметили, что встреча проходила в достаточно тревожной обстановке. В последнее время все чаще звучат голоса сомневающихся в целесообразности существования Союзного государства.

Многие политологи считают это образование искусственным и даже фиктивным. Они полагают, что в настоящее время так называемое «государство» превратилось в бумажный фантом, который, однако, оброс внушительным бюрократическим аппаратом, на содержание которого расходуются вполне реальные бюджетные средства.

Тем более, как выясняется, существование «союзного государства» оказывает мало влияния на эффективность экономического сотрудничества между нашими странами. На состоявшейся накануне в Москве встрече премьер-министра Белоруссии Андрея Кобякова с его российским коллегой Дмитрием Медведевым было прямо заявлено, что «результаты прошлого года не могут удовлетворять стороны с точки зрения объемов взаимной торговли». Хотя, конечно же, заодно была сделана попытка найти в этих результатах и что-то позитивное.

«Тем не менее, экономические связи не разрушены, они развиваются», — как бы извиняясь, констатировал белорусский премьер. — План мероприятий правительства Республики Беларусь и Российской Федерации по созданию дополнительных условий для развития торгово-экономического сотрудничества, который мы год назад подписали, сработал. Может, хотелось большего, но он сработал так, как должен был сработать в тех условиях, которые тогда сложились». Но при этом Андрей Кобяков отметил, что Беларуси и России необходимо искать новые совместные точки для экономического роста.

Белорусский политический аналитик Николай Григорович полагает, что этим заявлением главы правительств двух стран практически подтвердили крах проекта «союзного государства».

«Как известно, Сообщество России и Белоруссии было образовано 2 апреля 1996 года. Следовательно, через два месяца Сообществу исполняется ровно двадцать лет, — напомнил Николай Григорович «Росбалту». — Говорить спустя двадцать лет о том, что экономические результаты совместной деятельности «не могут удовлетворять стороны», и в качестве положительного примера приводить то, что за эти годы «экономические связи не разрушены», является ничем иным, как признанием собственного бессилия. Союзное государство России и Белоруссии показало свою несостоятельность как в политическом, так и в экономическом плане. Если не сказать больше».

Можно сказать и больше. На самом деле отношения наших стран, кстати, действительно самых близких друг другу на постсоветском пространстве, в настоящее время, мягко говоря, далеки от идеала.

Не проходит недели, чтобы мы не услышали о срыве очередного контракта или нарушении очередных договоренностей между Белоруссией и Россией. Причем нельзя сказать, что «лидером» по числу нарушений является какая-то одна сторона. Обе страны будто бы «соревнуются» в том, как бы покруче досадить своему партнеру.

Как известно, в минувшем году и годом ранее Россия вводила ограничения на поставки молока и мяса из братской республики. Александр Лукашенко тогда громко возмущался и утверждал, что такие ограничения нарушают договоренности, достигнутые при создании Таможенного Союза. Москва, как правило, в ответ хранила молчание.

Ответные ходы белорусской стороны обычно не заставляли себя долго ждать. Из последнего: с января нынешнего года Белоруссия фактически прекратила поставки бензина в Россию. Ранее были достигнуты договоренности, согласно которым Россия поставляла в Белоруссию сырые нефтепродукты, а взамен получала продукцию переработки нефти, в частности, тот же бензин. Однако уже в январе Белоруссия поставила в Россию бензин в количестве 0,2 процента от поставок в январе 2015 года, а потом и вовсе их прекратила. Вразумительных объяснений от белорусской стороны по этому поводу так и не последовало.

Совершенно неожиданным «подарком» к визиту российского президента стал категорический отказ белорусской стороны допустить представителей Россельхознадзора для совместного контроля ввозимой продовольственной продукции на внешних границах Союзного государства.

Эта просьба Россельхознадзора была обусловлена тем, что за последние годы резко возросло поступление на российские прилавки товаров, якобы, белорусского производства. Понятно, что такие товары в рамках и границах Таможенного Союза поступали в Россию на льготных условиях. Однако подлинность их белорусского происхождения вызывала серьезные сомнения.

Терпение российских аграриев лопнуло, когда выяснилось, что в минувшем году в нашу страну было завезено десять тысяч тонн «белорусских» киви. Это уже не говоря о пресловутых «белорусских» устрицах, мидиях и креветках, которых тоже хватает в российских магазинах.

В ответ на возмущенный запрос россиян глава белорусской таможни Юрий Сенько невозмутимо ответил, что эти морепродукты поступают в Белоруссию в сыром виде. Там они проходят полную кулинарную обработку, поэтому могут считаться «стопроцентно» белорусским товаром.

Российских контролеров такой ответ не устроил, поэтому они и обратились с просьбой организовать совместный контроль на границе с Евросоюзом для «отлова» на месте «белорусских» устриц, киви и папайи. В чем им, как уже было сказано выше, белорусская сторона отказала.

«Разговоры о белорусском происхождении устриц являются безусловным лукавством, — утверждает Николай Григорович. — Это обычная уловка с целью обмануть партнера. Но такие уловки, как правило, применяются тогда, когда отношения между партнерами находятся в достаточно напряженной стадии. Если мы говорим о партнерах, действующих в рамках одного законодательства и даже в рамках формально одного союзного государства, то такое поведение представляется, как минимум, странным. Естественно, возникает вопрос, который я уже задавал — а существует ли в природе это союзное государство?»

Но и это далеко не последний вопрос. В конце января совместным постановлением Совета министров и Национального банка республики был утвержден «Комплекс мер по решению задач социально-экономического развития и обеспечению макроэкономической сбалансированности». Однако основными «помощниками» Белоруссии в реализации плана в документе предельно ясно была названа отнюдь не Россия, а Всемирная торговая организация, Всемирный банк и другие мировые финансовые институты. Что же касается страны — главного экономического партнера в осуществлении антикризисных мер, то таковой недвусмысленно назван Китай.

Уже в феврале Александр Лукашенко подписал указ «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь». В нем вновь не было ни слова сказано ни о России, ни о Союзном государстве. Зато руководящим органам республики было предписано «активизировать инвестиционную деятельность, обеспечить широкий и упрощенный доступ к кредитным линиям Китайской Народной Республики, выделяемым на реализацию инвестиционных проектов, установив отраслевые приоритеты их использования».

Надо учесть при этом, что и Евросоюз в последнее время значительно смягчил позицию в отношении Белоруссии. Были частично сняты санкции с ряда юридических и физических лиц, в том числе и с Александра Лукашенко. Теперь Александр Григорьевич, после тринадцати лет опалы, может свободно путешествовать по Европе.

Это вновь поставило на повестку дня вопрос о будущей «ориентации» Белоруссии и о том, насколько на самом деле крепка ее связь с Россией как в экономическом, так и в политическом плане.

Белорусский политолог Валерий Карбалевич полагает, что большая дружба и любовь между нашими странами изначально была «великой иллюзией». «Дружба Беларуси и России, красиво начинавшаяся созданием Союза и выкапыванием пограничных столбов, скандально заканчивается тем, что все скидки, уступки и благодеяния приходится «откатывать» назад, — цитирует Валерия Карбалевича портал exrus.eu. — Любые льготы, как, например, снятие таможенных пошлин, белорусская сторона использует для организации полулегальных бизнес-схем, которые провоцируют новые конфликты между двумя странами».

Как полагает политолог, в каждом конфликте становится очевидным, что там, где вопрос касается денег, Россия немедленно забывает о каких-либо уступках, союзах и «братских» отношениях. В свою очередь белорусские власти регулярно уверяют, что все прекрасно, все улажено, однако буквально через день-два, максимум неделю, российская сторона заявляет, что ничего не улажено и конфликт переходит на новый виток.

Общий вывод из слов Карбалевича журналисты exrus.eu формулируют так: никакой дружбы и партнерства между Россией и Беларусью нет. Белорусские власти все время врут и России, и самим белорусам, а Москва ведет себя, как имперский медведь, забыв о братском народе и государстве, до которого Кремлю нет ни какого дела. Объясняется все это тем, что союзы авторитарных государств всегда порождают только конфликты. Эту мысль Карбалевич проводит во многих своих статьях и комментариях. К нему присоединяется большинство белорусских оппозиционеров и диссидентов.

Однако значительная часть экспертов с мнением Валерия Карбалевича вряд ли согласятся и Николай Григорович — один из них. «Не будем забывать, что оружейного эмбарго с Белоруссии никто не снимал, — напомнил Григорович «Росбалту». — Таким образом, западные партнеры по-прежнему держат нашу страну «на коротком поводке». Впрочем, это так, к слову. Главное, по-моему, заключается в том, что Запад еще очень долго будет считать Лукашенко (а также, возможно, того, кто придет ему на смену) «последним диктатором Европы» и соответственно станет относиться с известной долей настороженности как к самому белорусскому руководителю, так и к стране в целом. Наверное, это не совсем правильно, но такова реальность и не учитывать ее нельзя. У западных стран есть свои давние союзники. Белоруссия в их число не входит, и не будет входить, во всяком случае, в обозримой перспективе».

Эксперт напомнил, что наши страны связывают реальные, а не выдуманные общие интересы. Это — близость языка и обычаев, сложившиеся хозяйственные связи (внешнеторговый оборот Белоруссии более чем наполовину завязан на РФ), общая оборонная доктрина, наконец, то самое общее экономическое пространство в рамках ЕАЭС, и пусть не очень многочисленные, но все же пока имеющиеся общие союзники — Казахстан, Киргизия и Армения.

Нельзя не согласиться, однако в то же время не нужно забывать, что современные Россия и Беларусь — это не две соседние союзные республики в составе СССР, а два независимых и самостоятельных государства. У них есть не только перечисленные выше общие, но и отдельные государственные интересы, которые затрагивают сферы от бизнеса до политики, а также интересы отдельных влиятельных людей и групп, между которыми закономерно возникают трения и противоречия. Если рассматривать под таким углом зрения взаимоотношения между Россией и Беларусью, то они, как полагают многие белорусские эксперты, покажутся совершенно нормальными и естественными.

Понятно, что Александр Лукашенко как глава независимого суверенного государства будет вести себя соответственно. В силу своего характера и менталитета, а также в меру своего понимания интересов государства, он, скорее всего, будет продолжать балансировать между Западом и Востоком, стараясь извлечь для себя максимальную выгоду из такого баланса, даже шантажируя по мелочам как «русских братьев», так и «проклятых пиндосов». С этой же целью он станет обращаться за помощью попеременно то к одной, то к другой стороне.

Однако, вероятнее всего, когда речь пойдет о решении неких вопросов, принципиально важных для экономики и суверенитета страны, никаких сомнений у белорусского лидера не возникнет. Он обратится за помощью только к России. В этом тоже заключен определенный прагматизм, полагает Николай Григорович. Он уверен, что нашим странам суждено быть вместе, и это объективная реальность.

В этом его поддерживают и большинство белорусских экспертов, считая, что и Россия без Беларуси будет слабее. Любой крупной державе нужны верные союзники, без которых оно превратится в обычное государство. Ну, а Беларусь без поддержки России страны Запада давно могли бы сделать «Северной Кореей Европы». И, скорее всего, Александр Лукашенко это прекрасно понимает.

Юрий Гладыш