Posted 28 марта 2016,, 09:35

Published 28 марта 2016,, 09:35

Modified 31 января, 09:37

Updated 31 января, 09:37

Грузинские танцы довели Цхинвал до истерики

28 марта 2016, 09:35
Концерты грузинского ансамбля во Владикавказе вызвали скандал: Южная Осетия обвинила своих соседей и «братьев» в «предательстве».

Концерты во Владикавказе всемирно известного грузинского ансамбля народной песни и танца «Рустави» и менее знаменитого фольклорного «Бани» чуть было не сорвались в выходные из-за скандала, затеянного политиками и рядовыми гражданами частично признанной Южной Осетии. Цхинвал заполонил СМИ резкими политическими заявлениями на разном уровне; в социальной сети Facebook противники и сторонники «грузинских плясок на осетинской земле» ведут ожесточенные споры.

В частности, югоосетинское информационное агентство РЕС распространило заявление международного общественного движения «Высший совет осетин», в котором подчеркивается, что ансамбль «Рустави» давал концерт в Тбилиси в поддержку грузинских властей в то время, когда последние «уничтожали осетин и российских миротворцев в Южной Осетии». Проведение концерта грузинских танцоров в Северной Осетии авторы назвали «кощунством перед теми, кто погиб». Кроме того, напомнили они, в республике сейчас траур — не прошло и сорока дней с момента смерти ее главы Тамерлана Агузарова. «Мы примем все меры для того, чтобы этот концерт не состоялся», — пригрозили авторы заявления.

Они также попытались столкнуть лбами Россию и Грузию — припомнили, что перед зданием бывшего российского посольства в Тбилиси состоялся «антироссийский митинг» в поддержку Савченко, «причастной к убийству российских граждан на Украине. На этой акции принимал участие грузинский ансамбль. Эти ансамбли не только против осетин, но и против всей России!».

С требованием к руководству Северной Осетии отменить концерты обратились самые разные политические силы Южной Осетии, В частности, «Народная партия» заявила, что происходящее в грузино-североосетинских отношениях напоминает южным осетинам «театр абсурда». Среди прочего она обвинила ансамбль «Рустави» в том, что он выдает исконно осетинские танцы «Симд» и «Хонгае» за грузинские национальные танцы.

Интернет-портал Sputnik (Цхинвал) приводит мнение заслуженного артиста Южной Осетии Сослана Бибилова. Он заявил, что концерты грузинских ансамблей в Северной Осетии не должны проходить хотя бы из солидарности с югом. «Тот факт, что на севере Осетии регулярно дают концерты грузинские национальные коллективы, считаю аморальным. Истребление осетинского народа на юге, и концерты на севере — это недопустимо», — сказал он.

А худрук югоосетинского ансамбля «Симд» Ростик Гаглоев добавил, что его не удивляют регулярные концерты грузинских ансамблей в Северной Осетии: «К сожалению, наше отношение к этому и наши переживания не учитываются в Северной Осетии. Власти Грузии не признают нас, не признали геноцид осетин на юге и не извинились за него», — отметил он.

О том же толкуют и депутаты парламента Южной Осетии, но их «братья с севера» не придают этому никакого значения и выкладывают за действительно зажигательное зрелище от 1500 до 2500 рублей за билет. Они пытаются втолковать южным осетинам, что «искусство — вне политики», и что вообще около 10 процентов населения Северной Осетии составляют этнические грузины, с которыми у них на национальной почве никаких неприятностей не бывает. Есть во Владикавказе и грузинская школа.

Северные осетины также считают, что их «южные братья» должны адекватно воспринимать такое понятие, как «кавказская толерантность» и не вмешиваться во внутрироссийские дела, поскольку Северная Осетия находится в составе России, которая пытается урегулировать отношения с Грузией и с которой у нее происходит активный культурный обмен. На это в Цхинвале ответствуют, что грузинские пляски на осетинской земле есть ничто иное как «идеологическая диверсия».

Но при этом Министерство культуры Северной Осетии не взяло на себя «ответственность» за приглашение грузинских коллективов — оно заявило, что это «частное приглашение», носящее сугубо коммерческий характер. Местом проведения выступлений назван местный университет, где «постоянно проходят коммерческие концерты».

Отметим, что Северная Осетия состоит в тесных торгово-экономических отношениях с Грузией. К тому же, обе республики являются транзитными для транспортировки грузов с севера на юг и в обратном направлении с выходом на многие страны.

В общем, обстановка между южными и северными осетинами настолько накалилась, что реагировать пришлось руководству обеих Осетий. Так, вице-спикер парламента «северных» Станислав Кесаев призвал к прекращению «политических игр и раздуванию скандала вокруг выступления грузинских ансамблей». По данным «Кавказского узла», он раскритиковал как аргумент для отмены концертов выступление артистов «Рустави» в центре Тбилиси в августе 2008 года. «Утверждение о том, что этот ансамбль давал концерт в дни войны, достаточно неубедительно хотя бы потому, что не только сам факт войны, но и ее результаты были для политического руководства Грузии позорными», — сказал он.

По его словам, показателем отношения людей к выступлению грузинского ансамбля являются выкупленные билеты. «Вы видели толпы людей, срывающих афиши этого ансамбля?! Напротив, люди покупают билеты и возмущены попыткой сорвать концерт… А как быть с нашими соотечественниками, едущими в Грузию лечиться, к друзьям и родственникам, просто познакомиться с культурой и искусством этой страны. Думаю, они на уровне более высокой дипломатии, которая называется народной, осознают, что культура — это та часть жизни, через которую люди понимают друг друга лучше», — заявил вице-спикер.

Разрядить ситуацию, хоть и в несколько ином ключе, попытался и президент частично признанной республики в специальном обращении к «дорогим согражданам» — соответствующий текст цитирует югоосетинское агентство РЕС. Так, Леонид Тибилов констатирует, что «Осетинское общество на Севере и Юге разделилось на противников и сторонников данного вопроса, с каждым днем в него вовлекаются все новые силы в лице отдельных политических и общественных деятелей, пользователей социальных сетей. И самое неприятное, что в этом противостоянии с обеих сторон участвуют осетины, горячо любящие нашу Родину, ее историю, традиции и обычаи».

По словам Тбилова, его беспокоит, что на различных информационных ресурсах раздаются открытые призывы к протестным акциям. «Такие провокации, — полагает он, — никак не служат сплочению разделенного осетинского народа и развитию интеграционных процессов с Российской Федерацией. …. От ссоры двух братьев всегда выигрывает кто-то третий, и кто бы ни был этот третий, он явно не заинтересован в том, чтобы осетины продолжали жить и чувствовать себя одним народом, с единой исторической судьбой, культурой и общим будущим».

Он признал, что Северная Осетия, являющаяся субъектом Российской Федерации, «имеет право самостоятельно решать целый ряд вопросов своего политического, социально-экономического и культурного развития», и «приглашение грузинских артистов укладывается в общую стратегию постепенного восстановления отношений между Россией и Грузией, а также усиления российского присутствия на Кавказе».

Вместе с тем, подчеркнул глава Южной Осетии, «… не нужно смахивать со счетов, что у людей, переживших ужасы грузинского фашизма, еще свежи раны от пережитых потерь и потрясений, и они еще не готовы к культурному демаршу грузинских артистов в Осетию, пусть даже в ее северную часть». Но, подчеркнул он, «Мы ни в коем случае не должны допустить сумятицу и раздор в среду осетинского народа. Я призываю всех соотечественников к традиционно присущей нашему народу выдержке и не поддаваться сиюминутным эмоциям».

Тибилов выразил надежду на то, что «врожденное благородство позволит нашим северным братьям понять реакцию южных осетин, а также отделить гостеприимство и политическую конъюнктуру от сложного и очень непростого процесса восстановления доверия между осетинским и грузинским народом».

Словом, скандал между «братьями» случился грандиозный, и, вероятно, продолжение следует. Потому как южные осетины очень ревностно относятся к взаимодействию Северной Осетии, а фактически России, с Грузией. Грузино-югоосетинский конфликт, конечно, сыграл в этом свою тяжелую роль. Но нельзя отрицать и того, что в менталитете северных и южных осетин существуют значительные различия, которые могут стать одной из тех «бытовых» причин, по которым северяне не будут стремиться к воссоединению с южанами в составе Российской Федерации, как того желает или делает вид, что желает, Цхинвал.

Получается, что «один народ» оказался разделенным по «маргинальному» и «немаргинальному» принципу. И дело тут не столько в приезде грузинских ансамблей во Владикавказ, а в навязывании южными осетинами мракобесных установок, в большинстве своем чуждых осетинам северным.