Posted 4 апреля 2016,, 08:50

Published 4 апреля 2016,, 08:50

Modified 31 января, 09:42

Updated 31 января, 09:42

В Армении раскрыли попытку госпереворота

4 апреля 2016, 08:50
Обострение ситуации в Нагорном Карабахе практически совпало с обнародованием армянскими спецслужбами информации о попытке путча в самой республике.

Служба национальной безопасности Армении (СНБ) обнародовала детали плана организованной преступной группировки, готовившей вооруженный государственный переворот. Как рассказал журналистам заместитель начальника следственного управления СНБ Микаэл Амбарцумян, члены преступной группировки, возглавляемой гражданином Армении Артуром Варданяном, долгое время проживавшим за рубежом, были задержаны в конце осени прошлого года. На данном этапе обвинение предъявлено 33 лицам, из них 25 находятся под стражей.

Амбарцумян проиллюстрировал свой рассказ фотографиями членов банды в камуфляже, сделанных в одном из сел Спитакского района Армении, изъятых у нее оружия и полицейской формы. Обнаружены также средства связи, карта Еревана с пометками, список участников банды с указанием целей, по которым они вместе с «борцами за независимость» должны были произвести вооруженную атаку на резиденцию президента, здания парламента, Конституционного суда и Общественного телевидения Армении.

По словам Амбарцумяна, силовики также обнаружили видеообращение Варданяна, которое предназначалось к распространению после совершения госпереворота. В нем, в частности, сказано, что группа лиц совместно с «борцами за независимость» осуществила соответствующую «инициативу» с применением оружия.

Также найдено письмо на английском языке — преступная группировка планировала разослать его посольствам, аккредитованным в Армении, с приглашением принять участие во встрече, которая должна была состояться на следующий день после переворота. Цель такой встречи — «разъяснение ситуации» иностранным дипломатам.

В общем, как поведал Амбарцумян, переворот готовился основательно: участники группы собрали информацию по камерам наблюдения, входам, выходам и охране соответствующих зданий, данные о 147 политических деятелях и местах их проживания. В деле фигурируют также и другие материалы, подтверждающие, по мнению следствия, подготовку к государственному перевороту.

Амбарцумян отметил, что отдельные члены группировки не исключали варианта покушения на самолет президента Армении Сержа Саргсяна в районе аэропорта «Звартноц» во время его поездки на встречу с президентом Азербайджана. «Мы изучили местность. Физически это было возможно сделать», — сказал представитель СНБ. Но, отметил он, Варданян отверг эту идею и отдал предпочтение нападению на государственные объекты.

Что же касается финансирования госпереворота, то и здесь все было «схвачено»: фигурирует весьма несерьезная сумма в 65 тысяч долларов. «Донором» является проживающее в Армении и «известное СНБ лицо», однако Амбарцумян не уточнил, находится ли оно под стражей.

Интересная деталь: заговорщикам, по данным СНБ, помогал бывший замминистра обороны Армении Ваан Ширханян, который с мая прошлого года «имел контакты с руководителями банды, а затем сыграл свою роль в процессе подготовки группы». Он арестован, так же, как и председатель партии «Родина и честь» Гарник Маркарян.

Картина, нарисованная следствием, невольно вызывает ассоциацию с трагическими событиями осени 1999 года, когда во время очередной сессии армянского парламента в зал ворвались вооруженные люди, потребовавшие от депутатов отключить мобильные телефоны и лечь на пол. Ворвавшиеся заявили, что они совершают государственный переворот. По словам очевидцев, лидер террористической группы Наири Унанян стал стрелять в сторону премьер-министра Вазгена Саркисяна и крайне популярного и почитаемого армянами Карена Демирчяна, который на тот момент занимал пост спикера парламента. Оба погибли.

Жертвами кровавой бойни в парламенте стали еще шесть человек. Террористы взяли в заложники депутатов и членов правительства; тогдашний президент Роберт Кочарян вышел на прямые переговоры с вооруженными людьми. Здание парламента было плотно окружено спецназовцами, и террористам не оставалось ничего иного, как просить возможности сдаться и гарантировать им «справедливый суд». Заложники были освобождены, а террористы — арестованы. В Армению прибыл Владимир Путин — он принял участие в траурных мероприятиях.

В республике тогда было множество версий произошедшего, включая организацию теракта спецслужбами США и России на почве карабахского урегулирования, предполагавшего подписание главами Армении и Азербайджана документа в Стамбуле, по которому стороны должны были обменяться территориями. Против такого плана выступало большинство армянских политиков, и будто бы его наиболее активными и влиятельными оппонентами были Вазген Саркисян и Карен Демирчян. Документы эти, в итоге, подписаны не были.

По другой версии, за терактом стоял тогдашний президент Кочарян — его открыто обвиняли многие армянские политики. Ответ на вопрос, кто был организатором убийств в парламенте, так и остался без ответа. Несколько террористов были приговорены к пожизненному заключению. Смертной казни им удалось избежать лишь благодаря международным обязательствам Армении.

Но даже абстрагируясь от этой трагедии, создавшей определенный фон для периодического «стимулирования» государственных переворотов, ситуация в Армении потенциально «майданная». Происходящие здесь массовые акции протеста, начинающиеся с требований социального характера, вскоре приобретают политический оттенок, и ответа на вопрос, кто же за всем этим стоит, до сих пор нет. Между тем практически все известные государственные перевороты осуществлялись как раз в результате перерастания социального протеста в политический.

То есть, шаблон «майданов», «цветных революций» и разных «весен» известен — он стал своего рода политтехнологическим дежавю. Принято считать, что за всеми беспорядками в Армении, особенно на стадии их антироссийской направленности, могут стоять США. Достаточным объяснением этого является хотя бы уже и то, что в Армении дислоцирована российская военная база, а значит в республике надо создать все возможные условия для того, чтобы базу из нее выжить. А это возможно только в случае смены власти на сугубо прозападную.

С другой стороны, такой сценарий не может быть осуществлен, если в конкретной взятой стране — в данном случае, Армении, — нет причин для массовых социальных выступлений. Но в Армении-то все наоборот: нужда, безработица, растущие цены на электроэнергию и природный газ — за подорожание «спасибо» надо сказать России, которая контролирует соответствующий бизнес в республике, и будто намеренно вызывает в ней социальные волнения.

«Русские нас грабят!» — кричат в Армении. На это трудно что-либо возразить. Но почему-то «грабя», эти самые «русские» совершенно не думают о том, что они заодно гробят свое влияние на Южном Кавказе вообще, а на территории единственного стратегического партнера в регионе — в частности. То есть, Россия постоянно наступает на одни и те же грабли, не извлекая никаких уроков из «майданов» на постсоветском пространстве, которое она так хочет намертво к себе «пристегнуть».

А что же Армения? Последствия госпереворота для нее сродни самоубийству, если этот переворот устроит не Москва с целью усиления пророссийского вектора в армянской власти, а Запад. Утверждение последнего в Армении сильно подорвет позиции республики в регионе с точки зрения политического веса и безопасности, поскольку в нем у него есть два, мягко говоря, недоброжелателя — Азербайджан и Турция. Все это сильно отразится как минимум на перспективе урегулирования карабахского конфликта с очевидными потерями для Армении.

Поэтому Еревану сейчас все же выгоднее терпеть «гнет» России, чем Запада, поскольку на данном этапе только первая способна обеспечить безопасность армян. Западу она как-то неинтересна — для него достаточно освободить Армению от всего, что связано с российским влиянием и завязано на нем. Впрочем, защита России не носит альтруистического характера — ее геополитический интерес в регионе Южного Кавказа совершенно однозначен. Но за его закрепление надо платить, чего Россия не делает, хотя, вероятно, хорошо видит, что Армения действительно близка к государственному перевороту.

В общем, и России, и самой Армении из сложившейся ситуации надо делать выводы и извлекать уроки. А также иметь в виду, что некоторые американские эксперты открыто говорят о том, что Вашингтон финансирует некоммерческие организации в Армении, способствующие развитию в стране процессов, подобных украинским. И не только в Армении, но и на всем постсоветском пространстве.

Как пишет «Ридус» со ссылкой на журналиста «Голоса Армении», по разным подсчетам в этой республике работают порядка 350 некоммерческих организаций, которые финансируются странами Запада. При этом, сказал он, российских НКО в Армении всего десять. Издание приводит мнение армянского коллеги, в соответствии с которым «… пока абсолютное большинство армян питают к России великое уважение. Но это только пока. Более молодые поколения все же весьма подвержены влиянию западных некоммерческих организаций, а также армянских диаспор из США и Франции, и в связи с этим государственный переворот в Армении может быть вопросом времени».

Ирина Джорбенадзе