Posted 13 апреля 2016,, 17:30

Published 13 апреля 2016,, 17:30

Modified 31 марта, 03:40

Updated 31 марта, 03:40

Страшней России для грузина страны нет, но в нее хочется

13 апреля 2016, 17:30
По опросам, 47% жителей Грузии видят в РФ главную угрозу. При этом запросы на российские визы возросли так, что Москва увеличивает консульский штат в Тбилиси.

К результатам социологических исследований можно относиться по-разному — полностью доверять им или категорически не доверять; ставить под сомнение; видеть в них не более, чем отражение той или иной тенденции, и так далее. В Грузии же к результатам социологических исследований, особенно, когда они касаются доверия к политикам и политическим партиям, а также внешней политики, твердо укрепилось отношение «избирательное».

Так, если результаты исследования потрафили конкретным политическим силам, они выражают им полное доверие и ссылаются на них с целью агитации и пропаганды. Ну, а если произошел «облом», то, понятно, доверия к результатам социологического исследования нет.

На доверие действует еще ряд факторов, в частности, кто именно и в какой период — предвыборный, геополитической напряженности, усиления влияния в стране той или иной внутренней или внешней силы — проводит исследование. В общем, от «кто» и «когда» зависит доверие к результатам. Поскольку они, то есть результаты, могут служить политическому запугиванию, созданию имиджа врага конкретному государству, интеграционным блокам, той или иной политической партии (персоне), попытке влияния на формирование общественного мнения.

Одними из тех, кто регулярно проводит в Грузии социологические исследования, являются американцы, в частности, Национальный демократический институт США (NDI) при финансировании Шведского агентства международного развития и сотрудничества. Иногда выложенные им результаты «попадают в цель», но чаще сильно грешат против реального положения дел. Но заподозрить американцев в том, что немногим менее года назад они сообщили об очень высоком уровне позитивного отношения населения к членству Грузии в Евразийском союзе — аж 31% — и приврали при этом, вроде бы, сложно.

Возможно, они выдали такой «крамольный» показатель по «недосмотру». Однако не исключено, что умышленно: с одной стороны, с целью напугать в целом прозападное население евразийской (читай — русской) угрозой. А с другой — для демонстрации «пророссийских наклонностей» электората нынешней грузинской власти с целью дискредитации последней перед Западом.

Но на сей раз, то есть спустя неполный год, исследование, охватившее около 4 тысяч человек в разных регионах Грузии, показало, что вступление страны в Евразийский союз поддерживает всего 20% опрошенных.

Разрыв в 11% понятен — недавно грузинам пообещали то, о чем они мечтали — безвизовый режим со странами Шенгенской зоны. Относительная открытость Европы актуальна для грузин в первую очередь из-за безработицы на родине. И хотя визовая либерализация не дает право на работу в Европе, она все же открывает возможность хоть что-то подзаработать, пусть даже нелегально и временно.

То есть, если бы Россия упразднила визовый режим с Грузией, то, скорее всего, привлекательность евразийской интеграции для грузинского населения стала в процентном отношении не ниже, а выше. А вот вступления Грузии в Евросоюз желает 77% опрошенных, и это означает, что ЕС «обскакал» ЕАЭС в разы, и в этих данных ничего удивительного нет.

Зато шокирующим является то, что по результатам опроса, население Грузии считает Россию гораздо большей угрозой для своей страны, чем «Исламское государство» (ИГ, организация запрещена в РФ и целом ряде других стран).

На вопрос — «Какая страна или организация является самой большой угрозой для Грузии?» — 47% опрошенных ответили: Россия. И только 8% указали на ИГ. Далее следуют США — 7%, Турция — 5%, НАТО — 2%. По одному проценту досталось Армении, Евросоюзу и «другим». Затруднились ответить на вопрос 27% респондентов, а отказался отвечать 1%.

При этом 52% опрошенных высказались за сохранение хороших отношений с Россией при проведении Грузией прозападной внешней политики. А пророссийский курс страны при сохранении хороших отношений с НАТО и ЕС поддержали 16% опрошенных.

Вступление Грузии в НАТО поддерживают сейчас 69%, а против вступления высказались 19%. Но вот странно, при этом на вопрос — «Какая страна или организация обеспечит безопасность Грузии?» — 23% ответили, что НАТО. Но отчего тогда почти 70% грузинского населения желает вступления в альянс, при том что только 23% видит в нем гаранта безопасности страны, остается неясным. То есть, логической состыковки всей этой «цифири» не видно.

В качестве защитников Грузии названы также ЕС и Россия — по 13%, США — 10%. Евразийский союз, Азербайджан и Армения набрали по 1%. Ответа на вопрос, какая страна или организация обеспечит безопасность Грузии, не смогли дать 32% опрошенных.

Но вернемся к теме российской угрозы для Грузии, в разы превосходящей, если верить результатам соцопроса американцев, угрозу, исходящую от ИГ. Как выяснилось на днях, в «безумно угрожающую» Россию стало ездить все больше грузинских граждан, и в связи с этим МИД РФ попросил Швейцарию, которая представляет интересы Грузии в России и России в Грузии из-за отсутствия дипотношений между двумя странами, увеличить количество российских консульских сотрудников в Тбилиси.

«Резко выросло количество обращений за визами, поэтому мы бы хотели получить через швейцарских коллег содействие в том, чтобы на пару должностей увеличить штат наших консульских сотрудников в Тбилиси», — цитирует РИА Новости министра иностранных дел России Сергея Лаврова.

Напомним, МИД РФ с 23 декабря прошлого года облегчил условия получения виз для граждан Грузии. Желающие въехать на территорию РФ могут оформлять деловые, рабочие, учебные, гуманитарные и частные визы — последние уже не зависят от степени родства приглашающей стороны. При этом для граждан России в Грузии действует безвизовый режим.

Как пояснил интернет-порталу Sputnik (Тбилиси) руководитель Секции интересов России при посольстве Швейцарии в Грузии Вадим Горелов, количество грузинских граждан, желающих получить российскую визу, за последние месяцы увеличилось почти на треть. «Это с учетом того, что у нас еще не туристический сезон. Обычно рост у нас начинается где-то с мая», — сказал он.

В общем, либо результаты социологического опроса очень сильно грешат в контексте грузинского восприятия российских угроз, либо резкий рост спроса на российские визы объясняется крайне тяжелым экономическим положением Грузии и надеждой ее безработных хоть как-то и что-то подзаработать в России.

Тот же NDI выложил данные, по которым больше половины жителей Грузии — 66% — негативно оценивают экономическое положение страны: 40% опрошенных назвали его «плохим», 26% — очень плохим, 29% — средним. И только 2% опрошенных считают экономическое положение в Грузии хорошим, и 1% — очень хорошим.

Словом, получается, что безработному населению Грузии неважно, куда бежать — в Европу или в Россию, которая «пострашнее ИГ», но выжить благодаря ей все же можно.