Posted 18 апреля 2016,, 08:37

Published 18 апреля 2016,, 08:37

Modified 31 января, 09:52

Updated 31 января, 09:52

ОДКБ Армении не товарищ

18 апреля 2016, 08:37
Заседание комитета ОДКБ показало, что Армения не может рассчитывать на помощь этого блока, а Белоруссия и Казахстан при этом откровенно симпатизируют Азербайджану и Турции.

В конце прошлой недели в Ереване состоялось восьмое заседание Военного комитета Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с участием делегаций Генеральных штабов ВС России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, принимающей стороны — Армении, а также генсека ОДКБ и начальника Объединенного штаба этого военного блока. Имея в виду обострение карабахского конфликта, генсек ОДКБ Николай Бордюжа встретился с президентом Армении Сержем Саргсяном и тет-а-тет, и гуртом — вместе с начальниками Генштабов ВС стран-членов ОДКБ.

Официальная информация о встречах в этих двух форматах, как и ожидалась, была сухой: «стороны обсудили ситуацию на линии соприкосновения карабахских и азербайджанских сил», где, кстати, до сих пор гибнут люди, и «вопросы укрепления военной составляющей ОДКБ».

Помимо Саргсяна, Бордюжа также встретился с министрами иностранных дел и обороны Армении, председателем Совета МИД ОДКБ — эту структуру сейчас возглавляет армянский представитель.

Фон, на котором проходило заседание Военного комитета ОДКБ и встречи с руководством Армении, можно считать крайне неприятным для Еревана, которому пришлось попенять «партнерам» по блоку за отсутствие в нем единой внешней политики. Как сказал глава армянского МИД Эдвард Налбандян, обсуждение этого вопроса продолжится на встрече министров иностранных дел государств ОДКБ. Причиной претензий армянской стороны стала «неоднозначная реакция» стран ЕАЭС и ОДКБ на события в зоне карабахского конфликта.

В Ереване особый акцент также был сделан на новой военной доктрине Белоруссии. Как сообщил журналистам замглавы армянского МИД Шаварш Кочарян, белорусская военная доктрина является проблемной не только для Армении, но и всего ОДКБ. В ней содержится запрет белоруской армии на участие в вооруженных операциях за рубежом.

Судя по времени принятия доктрины, можно не сомневаться в том, что Минск срочно подстраховал себя на случай вмешательства ОДКБ в армяно-азербайджанский вооруженный конфликт. Тогда возникает вопрос — целесообразно ли членство Белоруссии в ОДКБ, являющейся организацией коллективной безопасности, и посему обязанной участвовать в защите той страны-члена, на которую совершено совершается вооруженное нападение.

Белоруссия, как видим, к этому не готова — во всяком случае, когда речь идет об армяно-азербайджанском противостоянии. Это мнение подтверждает и кавказовед, руководитель аналитического бюро «AlteetCerte» Андрей Епифанцев. «Нельзя сказать, что Ереван оказался в изоляции, но … ОДКБ в лице Белоруссии и Казахстана вообще четко дало понять, что при выборе между Азербайджаном и Арменией они выберут Азербайджан», — сказал он интернет-порталу «Москва-Баку».

Вообще же Лукашенко довольно сильно шокировал армянскую общественность своим отношением к Еревану, Баку и Анкаре, которое уже трудновато стало списывать на многовекторность внешней политики Минска. Как пишет в «Новости—Армения» политический обозреватель Айк Халатян, «В ходе конфликта между Западом и Россией из-за Украины ярко проявился талант белорусского президента умело балансировать между разными влиятельными центрами силы, укрепляя как авторитет страны, так и свой личный. Результатом этого стало снятие со страны западных санкций и постепенный отход от имиджа «последнего диктатора Европы».

И тем более странным, отмечает автор статьи, «выглядит тяга Лукашенко к сближению с другими диктаторами — президентами Азербайджана и Турции Ильхамом Алиевым и Реджепом Тайипом Эрдоганом». Последнему президент Белоруссии предложил «активизировать сотрудничество, актуализировать повестку дня, осуществив перезагрузку по ряду конкретных направлений с акцентом на торговле и экономике».

То есть, «Любящий на словах декларировать свою приверженность к союзу с Россией, белорусский лидер в очередной раз продемонстрировал, что на практике его дела во многом расходятся со словами. Ведь его действия выглядят довольно странно на фоне резкого обострения отношений между Москвой и Анкарой».

Кроме прочего, подчеркивает Халатян, Лукашенко вместе с Казахстаном и Киргизией отказались от критики действий турецких властей, сбивших российский самолет, и блокировали в рамках ОДКБ жесткие антитурецкие заявления. Что же до собственно Армении, президенты вышеуказанных стран выступили против назначения представителя республики на пост генсека ОДКБ, посчитав такое назначение «откровенно недружественным выпадом против Турции».

В общем, невыполнение Минском своих союзнических обязательств, в особенности по отношению к Армении, в последней под сомнение не ставится: «Белорусский лидер не очень и скрывал, что ему более важны отношения с Азербайджаном, чем с союзником по ОДКБ — Арменией».

Лукашенко, вероятно, еще «не перешел Рубикон», но близок к этому. Либо он уверовал в то, что «Россия все простит», либо под свои внешнеполитические «предпочтения», в частности, к Турции, он пытается выбить из России дополнительные преференции.

То есть, на сегодняшний день ОДКБ можно считать «организацией одной страны» — России, и, примкнувшей к ней Армении, которая тоже может «взбрыкнуть». А об ОДКБ Белоруссия, Казахстан и иже с ними вспомнят только тогда, когда их границам будет угрожать реальная опасность — вот после этого они и насядут на всех членов блока и реанимируют основополагающий принцип этой организации — обязательство коллективной безопасности.

До тех пор ОДКБшники будут с умным видом обсуждать вопросы вызовов и угроз военной безопасности в регионах организации, подводить итоги выполнения задач, поставленных Военным комитетом ОДКБ; вопросы совершенствования плана оперативного развертывания Коллективных сил оперативного реагирования, совместных учений и т.д. — и все это стоя спиной друг к другу.

В общем, голос Армении в ОДКБ пока наверняка услышан не будет. Соответственно, на ереванской встрече председатель комиссии по обороне, национальной безопасности и внутренним делам парламента Армении Корюн Наапетян совершенно без толку растолковывал своим российским коллегам, что продажа Россией наступательного вооружения Азербайджану угрожает не только Армении, но и всему ОДКБ: каждый ее участник ходит под своим собственным и часто дырявым «зонтиком».

Но, несмотря на это, а, может, именно из-за этого, в день проведения заседания ОДКБ в Ереване правительство Армении в срочном порядке утвердило решение на получение российского кредита в 200 миллионов долларов для приобретения российского же вооружения.

Соответствующее соглашение предусматривает продажу армянам пусковых установок реактивной системы залпового огня «Смерч» и боеприпасов к ним, зенитных ракетных комплексов «Игла-С», наземных комплексов исполнительной радиотехнической разведки «Автобаза-М», гранатометов РПГ-26, снайперских винтовок, бронеавтомобилей «Тигр» и т. д. И это понятно: судя по настроению государств ОДКБ, Армения в вопросах обеспечения своей безопасности может рассчитывать только на себя. Но это — теоретически: на практике, то есть в случае войны, защититься в одиночку она не сможет.

Словом, в Армении уже есть понимание того, что ОДКБ ей не товарищ. Как максимум, она смеет надеяться на то, что Россия не даст уничтожить Армению, но не военным, а дипломатическим путем, и под условия, выгодные Москве. И успокоительные речи главы армянского МИД Налбандяна, в соответствии с которыми Москва и Ереван «союзники не только на словах, но и на деле», реально никого в Армении успокоить не могут. В пользу своих слов министр привел «убийственный» аргумент: «Ведь не в Азербайджане дислоцирована российская база, и не Азербайджан — член ОДКБ».

Все эти доводы звучат достаточно наивно, поскольку понятно, что ОДКБ как организация и пальцем не пошевельнет для Еревана, да и вообще сомнительно, что Азербайджан станет нападать на собственно Армению.

ОДКБ тем более не шевельнется, если Азербайджан надумает войной возвращать Нагорный Карабах, не признанный международным сообществом и не входящий в состав блока. Однако трудно предположить, что возможное возвращение Карабаха Азербайджаном не перекинется войной на границы Армении. И что тогда?

А тогда на сторону Азербайджана, скорее всего, встанет Турция — причем не из «лучших чувств» к азербайджанцам, а с целью недопущения непременного усиления и военного доминирования России на Южном Кавказе. То есть, на почве армяно-азербайджанского раздрая в регионе могут схлестнуться две силы — Россия и Турция. А государства ОДКБ, скорее всего, будут отсиживаться в кустах.

Все вышесказанное еще не говорит в пользу того, что Армении надо срочно покинуть ОДКБ, хотя находиться в этой организации ей сейчас довольно унизительно. Но геополитическая ситуация, как и ролевое поведение ее движущих сил, меняется столь стремительно, что Армении стоит набраться терпения и выжидать. При этом не раздражать «друзей» и недругов хвастовством, что у нее есть «такие виды оружия, о которых Азербайджан и мечтать не может». Ну и не вдалбливать в головы армян, что на их стороне едва ли не «весь цивилизованный мир».

Ирина Джорбенадзе