Posted 19 апреля 2016,, 09:35

Published 19 апреля 2016,, 09:35

Modified 31 марта, 03:37

Updated 31 марта, 03:37

Белорусам не пообещали «экономического чуда»

19 апреля 2016, 09:35
Выполнение достаточно скромных планов белорусской «пятилетки» многие эксперты считают нереалистичным. Интересно также, что в них опять «забыта» Россия.

Совет Министров Республики Беларусь утвердил Программу деятельности белорусского правительства на 2016—2020 годы. Соответствующий документ был опубликован на Национальном правовом портале. Программа стала составной частью единого пакета документов на пятилетку, тесно увязана с выполнением двадцати государственных программ, то есть, фактически является планом социально-экономического развития республики на ближайшие годы.

В программе, в частности, сказано, что «последовательная реализация разработанных мер экономической политики может в среднесрочной перспективе привести к ускорению годовых темпов прироста ВВП до 3,5 процентов или еще более высоких показателей».

Также программой установлены три базовых условия, которые должны быть выполнены: инфляция, по утверждению разработчиков программы, должна последовательно снижаться до пяти процентов в год к 2020 году; золотовалютные резервы будут последовательно наращиваться до «минимального безопасного уровня», а внешний долг ожидают «постепенные выплаты».

Программа практически сразу после публикации была подвергнута критике как со стороны внешних партнеров Беларуси, так и внутри страны. Отдельные ее положения вошли в противоречие с выводами зарубежных экспертов, которые были обнародованы ранее. Так, оценки Международного валютного фонда не согласуются с оптимизмом белорусских экономистов. Фонд пересмотрел свой прогноз по ситуации в экономике Белоруссии в сторону ухудшения. Об этом говорилось в апрельском обзоре мировой экономики World Economic Outlook Update.

Аналитики фонда считают, что ВВП Белоруссии в 2016 году снизится на 2,7 процента. Следует напомнить, что в октябре 2015 года их оценка была на уровне 2,2 процента. В любом случае ни о каком росте в три с половиной процента (пусть и в будущем) речи не шло ни тогда, ни сейчас.

Фонд также ухудшил свою оценку по инфляции в текущем году на 2,2 процентных пункта до 14,5 процентов против 12,3 процента, которые были озвучены фондом ранее. Как видим, и здесь далеко до пяти процентов, заложенных в «программе деятельности» белорусского правительства.

Впрочем, не нужно далеко ходить. Реалистичность программы подвергается сомнению даже официальными источниками в самой Белоруссии. По данным вполне благонадежного и лояльного Национального статистического комитета валовой внутренний продукт Белоруссии в первом квартале 2016 года сократился на 3,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Промышленное производство Белоруссии при этом сократилось на 4,3 процента. До обещанного роста более чем далеко.

Отдельные эксперты более категоричны в своих оценках. Так, белорусский экономист Лев Марголин считает обнародованную программу социально-экономического развития республики откровенно нереалистичной.

«Все дело в том, что называемые цифры абсолютно ничем не подтверждены, нет никаких расчетов, нет никаких мероприятий. Власть давно уже, по крайней мере, последние шесть лет, не управляет экономикой, — заявил Марголин в интервью сайту Объединенной гражданской партии ucpb.org. — Все пущено на самотек. Все цифры, что называется, от балды, потому что единственным средством воздействия на экономику остались молитвы, чтобы нефть подорожала, да санкции с России сняли».

Политолог Николай Григорович, напротив, иронично полагает, что программа вполне реалистична и может быть выполнена. Нужно только «правильно» ее прочитать и понять задачи, которые она ставит перед экономическим сектором правительства. При внимательном рассмотрении эти задачи оказываются совсем не страшными.

«В тексте программы и формулировках задач скрыто типичное «белорусское лукавство», — поясняет Григорович «Росбалту». — Посудите сами — ставится задача достичь роста ВВП в три с половиной процента. Причем «в среднесрочной перспективе». Это означает, что и рост в полпроцента можно будет считать выполнением поставленной задачи. Ну, а формулировки, типа «может привести к ускорению», «должна последовательно снижаться», «ожидают постепенные выплаты» вообще с точки зрения законов экономики не выдерживают никакой критики. За ними ничего конкретного не стоит и спросить за их выполнение невозможно. Да скорее всего никто ни с кого и не будет спрашивать».

При внимательном знакомстве с текстом документа обращает на себя внимание еще один немаловажный фактор. При подготовке программных актов белорусская администрация вновь едва ли не демонстративно игнорирует интересы своего главного (во всяком случае, как декларируется) партнера. Интересы России в этих документах практически не учитываются или учитываются в ничтожно малых объемах.

Напротив, при составлении перспективных планов экономического развития правительство республики делает ставку на интеграцию экономики со странами Запада, а в последнее время все чаще — и Востока.

Как уже писал «Росбалт», в принятом в январе Советом министров и Национальным банком Белоруссии «Комплексе мер по решению задач социально-экономического развития и обеспечению макроэкономической сбалансированности» (то есть, фактически, предшественнике Программы деятельности правительства) основными «помощниками» Белоруссии в реализации стоящих перед республикой экономических задач предельно ясно были названы Всемирная торговая организация, Всемирный банк и другие мировые финансовые институты. Ну, а главным экономическим партнером в осуществлении антикризисных мер недвусмысленно был назван Китай. Приоритет делался на «реализации совместных инвестиционных проектов в рамках межрегионального китайско-белорусского сотрудничества.

Многие эксперты полагают, что это далеко не случайно, и отнюдь не является пресловутым эксцессом «отдельных исполнителей». Экономическое положение республики вынуждает Беларусь для решения конкретных практических задач (в том числе, той же Программы деятельности правительства) на словах декларировать приверженность Союзному государству, а на деле «дрейфовать» в сторону более стабильной и предсказуемой западной экономики.

Собеседник «Росбалта» Николай Григорович призывает граждан обеих стран избавляться от иллюзий и смотреть на экономическое сотрудничество России и Белоруссии с трезвой, практической точки зрения.

«Давайте постепенно привыкать к тому, что мы на самом деле — два разных народа и разных государства, — говорит политолог. — Да, очень близких. Да, родственных. Да, и это не подлежит сомнению, — соседних. Но — разных. Поэтому каждый народ, а, соответственно, каждое государство будет действовать, исходя из собственных интересов. Другое дело, что длительное время экономика и политика России и Белоруссии были тесно связаны. Одно время Белоруссия (да простят меня соотечественники) откровенно следовала в фарватере России. Но это время прошло».

Экономика России, как полагает Николай Григорович, испытывает далеко не лучшие времена, и сейчас Беларуси выгодно как можно более дипломатично дистанцироваться от «старшего брата». Этим, по мнению политолога, и объясняются активные поиски «батькой» новых надежных и предсказуемых экономических партнеров.

Причем, по мнению Григоровича, эти поиски ведутся на самом деле. То есть не являются отвлекающими маневрами, как наивно полагают некоторые эксперты, ориентированные на традиционные, «классические» отношения России и Беларуси, в которых вторая по определению зависима от первой и является ее «вечным союзником».

Косвенно этот вывод подтверждает неожиданный визит Александра Лукашенко в Турцию. По мнению ряда аналитиков, демонстративное участие белорусского президента в саммите Организации исламского сотрудничества в Стамбуле свидетельствует, что Беларусь не хочет разрывать экономические связи с партнерами из-за конфликтных действий Москвы.

Директор белорусского Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий полагает, что можно говорить о том, что белорусская политика все меньше оглядывается на политику России.

«Во многом это является следствием того, что российская сторона не координирует свои внешнеполитические действия, не проводит соответствующие консультации с белорусской стороной перед тем, как принимать то или иное решение и реализовывать действия на международной арене, — сказал Сивицкий в интервью аналитическому ресурсу Thinktanks.by. — Беларусь не собирается нести ответственность и разрушать связи, которые наша страна двадцать пять лет выстраивала, только потому, что Россия по тем или иным причинам ссорится и вступает в конфликтные ситуации с другими нашими партнерами. Я бы не сказал, что Минск предпринимает действия вопреки Москве, но Беларусь, прежде всего, проводит свою независимую внешнюю политику, основанную на национальных интересах».

Со своим белорусским коллегой во многом согласен российский эксперт, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.

«Пословица «К сердцу прижмет — к черту пошлет» — это и есть линия. Это определенный принцип отношений», — сказал Лукьянов в интервью «Радыё Свабода», имея в виду отношение «официальной» Белоруссии к России.

По словам эксперта, везде, где можно сделать заявление или жест, приятные России, и который не влечет за собой серьезные издержки в отношениях с другими странами, Минск это делает. Там же, где речь идет о шагах, которые могут осложнить отношения с другими партнерами, начинается активное лавирование.

«Это такие танцы. При этом, если речь идет об экономике, тогда идет жесткий торг, иногда публичный, с прямыми «наездами» с обеих сторон, — продолжает Лукьянов. — Минск прекрасно понимает, кто является его главным экономическим патроном, и что это не изменить. Но даже в этой ситуации оказывается способным расширять пространство возможного в этом отношении».

Иначе говоря, всегда, когда появляется возможность в пределах приличия, без прямого конфликта с Москвой, показать, что внешняя политика Минска диктуется собственными интересами, Лукашенко это делает. Пользуясь образным выражением эксперта можно сказать, что белорусский президент «лояльный, но не ручной».

Видимо, Александр Лукашенко не без оснований полагает, что только таким образом можно обеспечить национальной экономике выживание в условиях кризиса. В частности, хотя бы формальное и частичное выполнение программы деятельности правительства. Без ориентации на стабильных и предсказуемых партнеров сделать это вряд ли удастся.

Понятно, что эта ситуация не вызывает большой радости в Москве. Особенно сейчас, когда перспективы выхода из кризиса более чем туманны. Тем более, что само ироничное определение Лукьянова предполагает некую двусмысленность. Трудно предугадать, когда терпение «не ручного» Лукашенко иссякнет, и его лояльность сменится на свою противоположность.

Вероятно, этого не знает наверняка и сам «батька». Но не исключено, что это время уже на подходе.

Юрий Гладыш