Posted 27 апреля 2016,, 16:00

Published 27 апреля 2016,, 16:00

Modified 31 марта, 03:30

Updated 31 марта, 03:30

«Полицаи» Донбасс не спасут

27 апреля 2016, 16:00
Предложение Петра Порошенко о миротворческой полиции в Донбассе поначалу не вызвало возражений в РФ, но уже понятно, что оно не будет реализовано. А ситуация в регионе опять накаляется.

Любопытная коллизия разворачивается в эти дни вокруг возможного присутствия на Донбассе вооруженных миротворцев под эгидой ОБСЕ. Ситуация, еще совсем недавно казавшаяся невозможной и даже фантастической, неожиданно начала приобретать реальные черты.

Тон обсуждению несколько провокативно задал сам украинский президент. Петр Порошенко неожиданно для многих заявил, что в ближайшее время будет принято решение о создании и развертывании на Донбассе международной вооруженной полицейской миссии. Президент Украины не ограничился простой декларацией. Он подчеркнул, что это решение уже, якобы, согласовано с европейскими партнерами и получило их полное одобрение.

«В результате моих переговоров, в ближайшее время я ожидаю внедрения новой вооруженной полицейской миссии ОБСЕ для обеспечения контроля над режимом прекращения огня, для контроля отвода вооружений, для обеспечения вывода оккупационных войск Российской Федерации с оккупированной территории и для обеспечения эффективного контроля пограничья украинско-российской границы, чтобы новые регулярные войска и вооружения не заходили на территорию Украины», — сказал украинский президент в ходе встречи с административно-хозяйственным активом Запорожской области.

При этом подчеркивалось, что ранее Петр Порошенко, президент Франции Франсуа Олланд и федеральный канцлер Германии Ангела Меркель во время телефонного разговора скоординировали позиции относительно перспектив введения полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе.

Хотя конкретных деталей воплощения этого плана в жизнь не прозвучало, шуму в прессе это заявление все равно наделало немало. Прежде всего потому, что в словах президента явно слышалось предложение европейцам взять под свой вооруженный контроль российско-украинскую границу. Как известно, согласно Минским соглашениям, контроль над ней в перспективе должны были установить украинские пограничники. Со своей стороны, разумеется.

Прежде некоторые политологи считали именно этот пункт соглашений невыполнимым. Причем, по их мнению, саботировать его в той или иной форме будет именно Москва вне зависимости от выполнения остальных пунктов договоренностей украинской стороной. Хотя бы потому, что все прекрасно понимают — в случае закрытия границы проектам «Новороссия» и «независимости» самопровозглашенных республик очень скоро придет конец. И вот новый вариант — международный контроль.

Заведующий украинским Бюро Центра политических технологий Георгий Чижов полагает, что президент Украины в своем заявлении просто озвучил идею, которая давно витает в украинском руководстве.

«Идея это старая. Порошенко давно предлагал ввести на Восток Украины международный полицейский контингент, причем именно для контроля государственной границы, большая часть которой в Донецкой и Луганской областях украинскими властями не контролируется, — сказал Чижов в комментарии „Росбалту“. — Эта идея была бы неплоха, если бы на нее были согласны представители ДНР, ЛНР и, конечно, России. А так получается, что на нее согласна только одна сторона. Представить себе, что европейцы сейчас с оружием полезут в Украину очень трудно. Скорее всего, заявляя это, Порошенко имел в виду какие-то другие договоренности, которые на словах звучат похоже, а, по сути, являются совершенно иными».

Георгий Чижов полагает, что сейчас невозможно добиться даже введения полицейского контингента на линию реального разграничения между Украиной и ее «оппонентами». Там сейчас ведутся обстрелы, а обычно такие миссии не спешат отправлять своих людей под пули и снаряды. Они появляются на линии соприкосновения только тогда, когда установлено более или менее надежное перемирие и появляются обычно с согласия двух сторон.

«Понять, что имел в виду Порошенко, очень трудно. Конечно, теперь ему будут припоминать эти слова, в том числе и на Западе, — продолжает политолог. — Но надо заметить, что широко эта тема в украинских СМИ не муссируется. По всей видимости, сенсации не получилось, да и не могло получиться. Думаю, что все останется по-прежнему, а разъяснения, что же президент все-таки имел в виду, мы через некоторое время получим».

Тем не менее, изначально подразумевалось, что Россия привычно выступит против идеи введения международного вооруженного полицейского контингента на Донбасс. Тем удивительнее оказалось известие о том, что российский президент вроде бы осторожно поддержал предложение своего украинского коллеги. Причем прозвучали его слова не только в изложении украинских и мировых средств массовой информации, но и в прямом эфире российских телеканалов.

«У нас не так давно был разговор с Петром Алексеевичем Порошенко, он предложил усилить присутствие ОБСЕ, в том числе, чтобы сотрудники ОБСЕ были с оружием на линии разграничения, и добиться полного прекращения огня. Я считаю, что это правильное предложение, мы это поддерживаем», — заявил Владимир Путин в ходе «прямой линии», которая транслировалась в эфире основных российских федеральных каналов.

По словам президента России, эту «инициативу необходимо проработать с западными партнерами с тем, чтобы ОБСЕ приняла такое решение». То есть, получается, что Владимир Путин предложил европейцам самим принять решение о возможности введения вооруженного полицейского контингента на Донбасс? В контексте проводимой Россией политики в регионе эти слова прозвучали, как сигнал к «смене приоритетов». Заметим, правда, что тут Путин говорит не о границе, а «линии разграничения», но все-таки.

Однако вскоре стало ясно, что «революция» отменяется. Спустя короткое время Кремль внес уточнение в сенсационное заявление российского лидера. В администрации президента заявили, что вопрос привлечения на Донбассе полицейских сил ОБСЕ надо все-таки решать с руководством «республик». «Вопрос о неких полицейских силах подлежит согласованию в ОБСЕ, без которого конкретно ставить вопрос вряд ли возможно, — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. — А главное, конечно, это невозможно сделать без учета мнения, без отсутствия прямого диалога с теми республиками, о размещении на территории которых идет речь».

После этого стало понятно, что в ближайшее время вооруженные западные полицейские, скорее всего, на Донбассе не появятся. Поскольку нынешнее руководство самопровозглашенных республик, конечно, никакого согласия на их появление на своей территории по собственной инициативе не даст.

Так оно и произошло. Вскоре официальные представители ДНР и ЛНР заявили, что появление на территории Донецкой и Луганской областей международной полицейской миссии приведет к «настоящей войне». Об этом говорилось, в частности, в совместном заявлении, с которым выступили в Минске посланцы этих республик Денис Пушилин и Владислав Дейнего

«Попытки ввести на территорию Донецкой и Луганской народных республик международный вооруженный контингент не только не добавят стабильности, но наоборот — приведут к масштабным боестолкновениям, обернутся настоящей войной, в которую окажутся напрямую втянуты страны Запада», — сказано в тексте заявления Пушилина и Дейнего.

Глава ДНР Александр Захарченко также расценил возможное прибытие на территорию республики вооруженной миссии ОБСЕ, как «интервенцию». «Если у них возникнет желание появиться здесь вооруженными, я буду расценивать это, как интервенцию, и всех обсешников, кто будет с оружием, буду расстреливать, чтобы у них даже желание не возникло прийти сюда с пистолетом», — сказал Захарченко.

При этом в экспертной среде есть мнение, что Захарченко намеренно обостряет ситуацию, чем значительно затрудняет дальнейшие переговоры по урегулированию ситуации на Донбассе. Поскольку, сделав подобное заявление, он, по мнению ряда политологов, демонстративно противопоставил себя «мировому сообществу». То есть, дал понять, что на территории ДНР не действуют понятия международного права и принципов межгосударственных отношений.

Стоит напомнить, что неделей ранее Александр Захарченко сообщил журналистам о проведении 9 мая в Донецке по случаю Дня Победы военного парада, в котором планируется участие современной военной техники, состоящей на штатном вооружении в ДНР. Заместитель главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине Александр Хуг тут же предупредил, что это будет считаться нарушением Минских договоренностей. «Есть еще один праздник — 9 мая. Я хочу быть предельно ясным: вооружение в зоне безопасности, очевидно, является нарушением минских договоренностей», — сказал он на брифинге в Киеве.

Украинская сторона в Трехсторонней контактной группе в Минске также отметила, что парад военной техники в Донецке будет расценен как прямое и грубое нарушение Минских договоренностей. На что неугомонный Захарченко тут же заявил, что власти ДНР не собираются реагировать на заявления ОБСЕ о нарушении Минских соглашений в связи с проведением военного парада.

«Мы не будем реагировать ни на какие заявления ОБСЕ по поводу нарушения и по поводу отвода. Это наше личное дело, и мы проведем парад на высшем уровне с привлечением всех подразделений и всех видов вооружения», — сказал журналистам Захарченко.

Отвечая на вопрос о том, будут ли наблюдатели Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ проверять технику, участвующую в параде, он заметил, что они не имеют на это права. «Они могут просто посмотреть, но не имеют права проверять, так как это мониторинговая миссия», — пояснил Захарченко.

Георгий Чижов полагает, что поведение Захарченко обусловлено поддержкой его «московских покровителей».

«Я думаю, что Захарченко спровоцировали на действительно наглые заявления слова президента Украины, который, по мнению главы ДНР, сказал „что-то не то“, — сказал политолог „Росбалту“. — Ведь как мы говорили, в общем-то ясно, что никакого полицейского контингента в Донбассе в ближайшее время не будет. Слова Порошенко, в которых содержится предположение о такой возможности, провоцируют донецкого лидера и вызывают раздражение Захарченко».

Что же касается присутствия военной техники на параде, то, по мнению Чижова, она действительно попадает под запреты, установленные Минскими соглашениями. Поэтому ОБСЕ вправе зафиксировать нахождение такой техники у ополченцев недалеко от линии соприкосновения.

«Следовательно, поведение Захарченко можно действительно назвать хамским, — продолжает политолог. — Полагаю, он понимает, что нынешние его действия Кремлем поддерживаются и его в ближайшее время „не сольют“ за такую позицию».

Между тем, пока высокие договаривающиеся стороны обсуждают в европейских столицах перспективы мирного урегулирования, на Донбассе продолжают стрелять. Временами весьма интенсивно. Что заставляет поставить под сомнение существование самого мифического «перемирия».

По данным пресс-центра «антитеррористической» операции ситуация на Востоке Украины остается сложной. Только в минувший понедельник, как написали «атошники» в социальной сети Facebook, ополченцы использовали оружие против сил АТО четырнадцать раз. В штабе отметили, что «на прицельные обстрелы противника бойцы Вооруженных Сил Украины три раза открывали огонь на наиболее угрожаемых направлениях обороны, причем делали это исключительно из стрелкового оружия и гранатометов».

Оппоненты киевских властей также согласны с тем, что обстановка в регионе остается сложной. Но в качестве доказательства они приводят свои аргументы. «Всего противник выпустил тридцать пять мин из минометов. Кроме того, противник применял БМП, различные типы гранатометов и стрелкового оружия, — сообщил представитель Минобороны ДНР. — Все данные о нарушениях Минских договоренностей были переданы представителям СЦКК и Миссии ОБСЕ».

Эти несколько строчек из сводок от разных сторон взяты буквально наугад — для иллюстрации. Причем день можно было выбирать любой. Практически ежедневно с Востока Украины поступает информация о новых обстрелах и, увы, новых жертвах. Вот и сегодня из Донецка сообщили о гибели сразу четырех (!) мирных жителей, чего давно уже не было, и ранении восьмерых. Власти ДНР уже обвинили в этом минометчиков «Айдара», в Киеве их причастность к обстрелу отрицают, сотрудники ОБСЕ на месте пытаются разобраться.

Придется согласиться с Георгием Чижовым, который утверждает, что никакого перемирия на Донбассе нет и в помине, и, похоже, в ближайшее время не предвидится.

«На Донбассе действительно происходят неприятные вещи. Интенсивность реальных болевых действий существенно возросла. Конечно, это еще не масштабные столкновения, но по сравнению с тем, что было до сих пор, разница заметна, — говорит эксперт. - Столкновения длятся уже достаточно долго. Думаю, что для установления прочного мира в Донбассе „строгий окрик“ из Кремля был бы весьма эффективен. Можно, конечно, по-разному оценивать степени самостоятельности самопровозглашенных республик, но ясно, что без российской поддержки они смогут просуществовать в лучшем случае считанные недели».

Прямой «приказ», по мнению Чижова, в республиках, конечно, проигнорировать не смогут. Другое дело, что Москве сейчас нет резона его отдавать. «Появление же „человека с пистолетом“, как я уже говорил, не очень реально, потому что в этом случае Западу попросту придется вступать в военный конфликт на стороне Украины и отправлять не взвод полицейских, а самые настоящие войска, — комментирует ситуацию политолог. — Мы же видим, что НАТО, каким бы агрессивным его в России не представляли, к этому морально совершенно не готово. Поэтому такой вариант я исключаю полностью».

Надо при этом иметь в виду, что на самом деле трудно понять, что в действительности происходит на Донбассе. Сообщения сторон, как мы видели, «зеркальны».

«Украинские источники утверждают, что все нарушения перемирия и попытки наступления ведут формирования непризнанных республик. Есть тому свидетельства людей, которым я лично доверяю — они это видели своими глазами, — говорит Чижов. — Но и со стороны республик утверждается, что украинские войска регулярно предпринимают какие-то вылазки. Логического смысла в таких действиях я, честно говоря, не вижу. Возможно, это какой-то тактический ход с целью оказать давление на партнеров по переговорам».

В этом случае, по мнению политолога, инициатива эскалации конфликта, безусловно, принадлежит республикам и России. Поскольку именно они сейчас пытаются добиться от Украины выполнения Минских соглашений, но не в целом, а так, как они их понимают. То есть, в той части и в той последовательности, которые устроили бы Россию и ее сателлитов.
Поэтому и с этой точки зрения все козыри, необходимые для прекращения противостояния, находятся на российской стороне.

Получается, что дело за малым — за политической волей тех, кто принимает решения. То есть, за все тем же прямым указанием со стороны «покровителей» донецким и луганским «сепаратистам». Между тем, «покровители» давать такое указание явно не торопятся. Стало быть, окончательный мир на Донбассе вновь откладывается.

Юрий Гладыш