Posted 5 мая 2016,, 16:45

Published 5 мая 2016,, 16:45

Modified 31 марта, 03:26

Updated 31 марта, 03:26

Зачем на Украине «съели» Туку?

5 мая 2016, 16:45
Губернатора Луганщины убрали, потому что он конфликтовал и с Киевом, и областной элитой, а также портил имидж власти своим радикализмом. И, возможно, это сигнал о «коррекции» в украинской политике.

За два года ведущейся в Донбассе «антитеррористической» операции уже второй по счету губернатор «уполовиненной» пока Луганской области отправлен в «ссылку». Первый руководитель региона Геннадий Москаль уехал бороться с контрабандой в Закарпатье, а Георгий Тука отправился теперь в Киев заниматься проблемами Донбасса, став замминистра по вопросам «оккупированных территорий». Сам экс-губернатор, заявил, что не знает, расценивать смену должности как повышение или понижение, но этому он явно не рад.

Назначение Георгия Туки 22 июля 2015 года губернатором Луганщины многих удивило. Пожалуй, впервые такой высокий пост занял человек без политического прошлого — обычный вроде бы волонтер, пусть и активный участник Майдана, и «украинский патриот».

«Прославился» Тука разве что созданием сайта «Миротворец» — информационной базы о «террористах и сепаратистах». Возможно, именно тогда его и заметили, решив сделать на него ставку, как на своего человека, который всегда поддержит линию Киева и не будет своевольничать, подобно Геннадию Москалю. И никто, наверное, не ожидал, что у человека, доселе не занимавшего высоких руководящих постов, появится не только амбиции, но и желание многое поменять, а самое главное, — бороться с уже устоявшейся в регионе системой.

Поначалу Тука пообещал продолжить начатую Москалем борьбу с контрабандой. Однако о первых результатах он смог сообщить лишь накануне отставки. На своей последней пресс-конференции в качестве губернатора он сообщил об осуждении за контрабанду… трех человек. Тука объяснил такие скромные результаты безответственной работой судов и правоохранителей, в том числе прокуроров.

Кстати, «ответный удар» у контрабандистов, вернее, их покровителей получился более жетским: в прошлом году бойцы специальной группы по борьбе с контрабандой попали под пули. Тука тогда сразу обвинил в этом расстреле военных — бойцов 32-й механизированной бригады ВСУ и батальона «Айдар», однако виновных так и не нашли.

Зато луганский губернатор добился отставки начальника главного управления МВД в области Анатолия Науменко. По словам чиновника, именно Науменко «крышевал» все коррупционные схемы в области, включая контрабанду.

Глава военно-гражданской администрации также пытался сменить областного прокурора и начальника СБУ, однако с этим у него ничего не получилось. Поговаривали, что оба являются ставленниками самого президента, и, разумеется, «обиженные» тут же начали копать под слишком активного губернатора.

«Достаточно откровенно за последние полтора-два месяца эти структуры начали работать против главы области. Сначала это нервировало, но потом выглядело довольно забавно. Ко мне обращались комбриги и рассказывали, что к ним подходили просили „хоть что-нибудь на губернатора“. Поэтому естественно о сотрудничестве речь не шла», — рассказывает теперь Георгий Тука.

Поссорился губернатор не только с силовиками. Местные чиновники и депутаты разных уровней винили Туку в непрофессионализме — недавний коллега, экс-глава Донецкой обладминистрации Сергей Тарута, к примеру, заявил, что Тука до конца не понимал, как руководить Луганской областью. Причем не ко двору губернатор пришелся даже противоборствующим в «обычной жизни» политическим силам, в частности, почти всему разношерстному по составу горсовету временного областного центра — Северодонецка.

Как утверждал экс-губернатор, в совете произошел «захват власти». Причем Туку не «утешило» даже то обстоятельство, что прекращены были полномочия городского головы, представлявшего «Оппозиционный блок», а фактическим руководителем — секретарем совета — избрали «радикала» из партии Ляшко.

«Мне кажется, что афера, которая происходит в Северодонецке, тянет уже на криминал. Т.н. „деятели“ спешат „освоить“ 80 млн из горбюджета. Но у них это не получится… Я убежден, что на таких „деятелей“ должно обратить свое пристальное внимание МВД и СБУ!» — заявил тогда Тука. В ответ депутаты обвинили губернатора в коррупции и безынициативности и потребовали от Петра Порошенко «прислать нового», что тот в итоге и сделал.

«Тука как человек новый и в политике, и в Луганской области вступил в конфронтацию с местными „патриотическими“ элитами, если их можно так назвать, которые сейчас делят власть в Северодонецке, — поделился своим мнением с „Росбалтом“ руководитель луганского центра „Особый статус“ Александр Проценко. — Эта непримиримость также способствовала тому, что Тука стал в Луганской области „чужаком“ не только для простых жителей, но и для „своих“, что грозило дестабилизацией всего местного политического поля изнутри, что, в свою очередь, было бы крайне невыгодно Киеву».

Кроме того, нельзя не отметить, что и взгляды у Туки были довольно своеобразные, и они могли в итоге дискредитировать «демократическую» власть.

«С каждым днём я становлюсь все более ярым сторонником не демократии, а диктатуры», — заявил Георгий Тука в декабре 2015 года. По его мнению, «стране нужен де Голль, Пиночет или Сомоса», первым шагом которого должен стать запрет деятельности всех политических партий.

«Я даже не знаю, есть ли у нас по-настоящему идеологические партии, потому что все равно в итоге все упирается в финансы. И примеров тому, как „идеологические“ становятся „карманными“ — вдоль и поперек, — отмечал губернатор. — Система, которую нам так и не удалось победить на Майдане, последние пятнадцать лет, шаг за шагом внедряла такие механизмы, чтобы принимать участие в выборах могли только очень хорошо финансово обеспеченные люди и политические силы. Вся наша государственная система прописана под денежные мешки».

Тука не скупился на откровенную критику правительства, Рады и даже самого президента. Особенно ему на нравилось, каким образом пытаются урегулировать конфликт в Донбассе. Он был категорически против любого диалога с «сепаратистами», выборов в регионе и особого статуса для отдельных территорий.

Губернатор регулярно закрывал контрольно-пропускные пункты на «границе» между Украиной и ЛНР, призывал к блокаде неподконтрольных Киеву районов. Интересно, что уже на новой должности Тука заявил о возможном возобновлении торговых отношений с «мятежными» территориями. По словам чиновника, так будет проще пресечь контрабанду.

О предстоящей отставке Туки начали поговаривать заранее, однако губернатор до самого конца это отрицал, заявляя, что у президента к его работе претензий нет. И лишь на последней, как оказалось, пресс-конференции в Северодонецке было заметно, что чиновник знает о том, что больше в этот свой кабинет не вернется. Итоги своей работы экс-губернатор подвел уже в Киеве.

«Если я не ошибаюсь, меня кто-то недавно назвал „палачом Луганщины“. Честно говоря, я никого не пытал, не убивал. Просто пытался навести порядок прежде всего в борьбе с коррупцией. Я обещал людям собственным примером показать, что можно занимать высокую ступень в машине управления государством и при этом не воровать. Я считаю, что я это сделал», — сказал Тука. Сделал-то сделал, только теперь и сам не уверен, что все это теперь «навсегда».

«Я не хотел давать возможности расслабляться той мерзости, которая до сих пор царит в различных ветвях власти на Луганщине, которых мне не удалось сломать, только нагнуть. Конечно, с моим увольнением они только начнут расправлять крылья», — грустно констатировал бывший глава обладминистрации.

В свою очередь Александр Проценко считает, что смену губернатора Луганской области можно расценить еще и как сигнал о готовности Киева перейти к более взвешенной политике в отношении Донбасса. «Новоназначенный Юрий Гарбуз явно отличается от однозначного „ястреба“ Туки и, по сути, на его фоне выглядит вообще „голубем мира“, — говорит политолог. — Тука был губернатором, при котором невозможно было вести даже подобие диалога между подконтрольными ЛНР территориями и Украиной. Вся его деятельность заключалась в том, чтобы еще больше отдалить жителей Луганской области подконтрольной Украине от жителей ЛНР. Все заявления его были максимально одиозными, даже подчас откровенно людоедскими».

В общем, получается, что первая ошибка Туки заключалась в его «неполитичности», излишнем радикализме, а вторая — в том, что он вел борьбу сразу на нескольких «фронтах», «кусая» как «киевских», так и «аборигенов». А ведь как говорят на Украине, гуртом і батька легше бить. Вот «гуртом» и справились — «съели Туку».

Только, кажется, не доели. Пересаженный в другое кресло Тука решил не успокаиваться, не останавливать свой поток критики хотя бы в адрес главы государства. Новоиспеченный замминистра, например, заявил, что у Порошенко за два года так и не появилось никакой стратегии в отношении Донбасса. Возможно, и даже наверняка, это правда, только как такую «правду» расценят в Киеве.

«Скорее всего, в новой структуре Тука будет заниматься приблизительно тем же, чем занимался во время своего губернаторства, а именно — ведением в Фейсбуке непримиримой виртуальной борьбы с сепаратизмом», — считает Александр Проценко.

Добавим, не только с «сепаратизмом», но, вероятно, судя по очередному «наезду» на президента, и с «мягкотелыми либералами» в Киеве. Только вряд ли эти «мягкотелые» Туке по зубам.