Posted 16 мая 2016,, 08:35

Published 16 мая 2016,, 08:35

Modified 31 января, 10:11

Updated 31 января, 10:11

Карабах: посидим, поохаем

16 мая 2016, 08:35
Анонсирована встреча в Вене президентов Армении и Азербайджана на этой неделе. Судя по срочности рандеву, международные посредники опасаются возобновления войны в НКР.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху призвали президентов Армении и Азербайджана приступить к прямым переговорам по урегулированию конфликта и даже анонсировали встречу Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева — она состоится на этой неделе в Вене. В заявлении, распространенном сопредседателями от России, США и Франции, в частности, сказано, что в свете «недавней вспышки насилия» в конфликтной зоне, президентам «настало время встретиться».

Основными задачами встречи Алиева и Саргсяна названы «поддержание перемирия», поиск путей для повышения мер доверия с тем, чтобы создать необходимые условия для возобновления переговоров по всеобъемлющему урегулированию конфликта. «Переговоры не увенчаются успехом, если насилие будет продолжаться, а мир не получится установить без переговорного процесса», — подчеркнуто в заявлении.

Напомним, обстановка в конфликтной зоне крайне обострилась в начале апреля — в результате масштабных военных действий с обеих сторон есть убитые и раненые. Апрельские события уже принято именовать «четырехдневной войной», которая была остановлена благодаря дипломатическому вмешательству России.

В пресс-службе армянского президента проинформировали, что его визит в столицу Австрии носит рабочий характер, и что он проведет там ряд встреч по инициативе сопредседателей Минской группы. Но, судя по сообщениям российского МИД, Саргсяна и Алиева все же усадят за стол переговоров, и на них будут присутствовать главы МИД России и Франции, а также госсекретарь США.

В общем, похоже на то, что международные посредники принуждают Алиева и Саргсяна к встрече, и некоторые источники даже называют ее дату — 16—17 мая. Армения, вероятно, рада была бы устроить демарш и отказаться от диалога с Алиевым после апрельских событий, но «проявлять характер» ей сейчас опасно — Москва вполне ясно дает понять Еревану, что, несмотря на стратегический характер армяно-российских отношений, она не склонна ввязываться в вооруженный конфликт на стороне Армении.

Но все же Ереван свои условия выставил: переговоры могут возобновиться, если будут задействованы механизмы по расследованию инцидентов на линии соприкосновения огня и получены гарантии ненападения со стороны Азербайджана. Судя по такой повестке, создается впечатление, что венская встреча Саргсяна и Алиева ориентирована, скорее всего, не на конкретные договоренности по урегулированию конфликта, а на его консервацию. Хотя по информации, упорно муссируемой в последнее время, карабахское урегулирование по так называемому «российскому плану» выходит на финишную прямую, то есть Армения возвращает Азербайджану пять из семи оккупированных ею районов, а политический статус Нагорного Карабаха будет определен позже.

Но, вероятно, что-то в этом плане пока не сработало, и Россия на данном этапе пытается заморозить конфликт при помощи международных посредников, хотя еще совсем недавно эксперты говорили о «сольной партии» Москвы в карабахском урегулировании. Теперь же им подкинули три новые темы. Первая: использование армией Нагорного Карабаха запрещенного оружия — боеприпасов с так называемым «белым фосфором». Вторая: заключение договора о военной взаимопомощи между Арменией и Карабахом. И третья: признание Арменией независимости Нагорного Карабаха.

Что касается запрещенного оружия, армянская сторона, естественно, отрицает его применение и говорит, что, напротив, оно широко используется Азербайджаном. А вот с договором о взаимопомощи в Армении тянут, хотя премьер-министр страны Овик Абрамян утверждает, что принятие документа «не затягивается, а он находится в стадии обсуждения и подготовки», после чего его должен утвердить парламент.

Но, не исключено, что с договором о взаимопомощи действительно затягивают, поскольку его подписание может создать неблагоприятный фон для переговоров с азербайджанской стороной. Либо проект документа держат в «рукаве» для острастки Азербайджана.

В «рукаве» Ереван также держит и угрозу признания Нагорного Карабаха. И хотя премьер Абрамян заявил, что в настоящее время необходимости признания Степанакерта нет, но «если последуют новые посягательства и война, мы будем вынуждены пойти на этот шаг».

Вообще же законопроект о признании НКР уже существует, но в Ереване есть понимание того, что выпускать джина из бутылки сейчас нельзя, несмотря на международные доктрины по праву народов на самоопределение, трактуемые, как известно, так, как того желают основные мировые политические центры.

Возможно также, что Армения лет эдак на двадцать припозднилась с признанием Нагорного Карабаха, когда геополитическая обстановка в мире была совершенно другой, и за признанием НКР Ереваном тогда могли потянуться и другие государства. Но случилось так, как случилось, и шанс, если он существовал, сейчас потерян.

Более того, признание НКР со стороны Еревана сломает весь переговорный формат по Карабаху и наверняка приведет к войне между Арменией и Азербайджаном. Как отметил директор Института Кавказа политолог Александр Искандерян, «Признание Карабаха или его присоединение к Армении может произойти в единственном случае, в случае широкомасштабной войны, когда переговорный процесс будет загублен, и будет, грубо говоря, наплевать на то, что происходит в политической сфере. Потому что формальное присоединение Карабаха к Армении будет воспринято мировым сообществом как агрессия».

По его словам, в ближайшее время официального признания НКР не произойдет: «Я не знаю, каким именно образом это не произойдет: будет ли «подвешено» в парламенте, будет ли одобрение комиссии, а затем голосование отложится, будет ли голосование, на котором республиканцы проголосуют против. Сложно сказать, хотя, в общем, каким-то образом это «подвесится» и будет висеть».

А по мнению американиста, колумниста журналов The National Interest, Forbes и «Россия в глобальной политике» Арега Галстяна, отсутствие гарантий признания независимости НКР со стороны какой-либо сверхдержавы при признании Карабаха Арменией развяжет Азербайджану руки на полномасштабную войну.

«К сожалению, Армения не может выступать в качестве международного гаранта, к тому же признанием ломается переговорный формат. И международное сообщество может умыть руки, сказав что «мы не виноваты, вы сломали переговорный процесс, теперь отвечайте за последствия», — сказал он агентству «Новости — Армения». И добавил: начало процесса признания НКР Арменией будет сейчас самым лучшим подарком для Баку.

«Если Армения признает НКР, ни одна сверхдержава не последует ее примеру, потому что сейчас признавать независимость Карабаха и ссориться с Азербайджаном не в интересах кого бы то ни было», — пояснил Галстян.

Тем не менее, в политических кругах Армении, в том числе в правящей Республиканской партии, вопрос обсуждается активно. В частности, заместитель председателя этой партии Армен Ашотян заявляет, что признание НКР не имеет альтернативы в «историческом смысле» и может быть осуществлено двумя путями. Первый — это «долгосрочный сценарий мирного переговорного процесса в рамках восстановления права народа НКР на самоопределение». И второй, так называемый «форс-мажорный», в случае широкомасштабной агрессии Азербайджана, которая полностью сорвет переговорный процесс. «В этом случае у Армении не будет альтернативы непризнания независимости НКР», — сказал политик.

Пока же следует ожидать, что если встреча Саргсяна и Алиева все же состоится в Вене на этой неделе, она вряд ли приведет к судьбоносному для Карабаха «прорыву». Большим достижением станет уже то, что стороны попытаются гарантировать друг другу установление мира в конфликтной зоне. В противном случае, то есть при повторении апрельских событий, переговоры по всем остальным позициям будут бессмысленными.

Ирина Джорбенадзе