Posted 23 мая 2016,, 10:45

Published 23 мая 2016,, 10:45

Modified 31 марта, 03:15

Updated 31 марта, 03:15

Пригодился не там, где родился

23 мая 2016, 10:45
Прошедшее в Ереване заседание Евразийского межправительственного совета подтвердило, что ЕАЭС хромает на обе ноги, а идея введения единой валюты даже не рассматривается.

Армения «восстановила справедливость» — в конце прошлой недели в Ереване состоялось запланированное еще на 8 апреля очередное заседание Евразийского межправительственного совета, в котором приняли участие главы правительств стран ЕАЭС. Апрельское заседание по настоянию Казахстана было перенесено в Москву под предлогом того, что в начале прошлого месяца ситуация в зоне карабахского конфликта резко обострилась.

Армянские власти тогда были оскорблены до глубины души — премьер-министр республики Овик Абрамян прямо заявил российскому коллеге Дмитрию Медведеву, что Ереван считает перенос заседания безосновательным. В кулуарах армянской власти «поведение» Астаны сочли крайне недружественным и расценили его как явную поддержку «агрессии» Азербайджана против Армении и Нагорного Карабаха.

На этот раз до начала саммита Дмитрий Медведев встретился с президентом Армении Сержем Саргсяном и заверил его в том, что Россия «всегда помогала и будет помогать в разрешении этого сложного (карабахского) конфликта». «Можете не сомневаться», — цитирует российского премьера пресс-служба президента Армении.

Медведев также «приветствовал» недавнюю встречу в Вене глав Армении и Азербайджана. В контексте апрельского обострения в зоне карабахского конфликта он сказал: «… Мы в России все-таки очень напряженно следили за развитием событий, по мере сил помогали разрешению сложившейся ситуации». Премьер также подчеркнул «союзнический характер» российско-армянских отношений.

Что же до заседания Евразийского межправительственного совета, на нем, по мнению Медведева, рассматриваются самые разные и, прежде всего, экономические вопросы. Он выразил уверенность в том, что достигнутые в Ереване договоренности послужат стимулированию экономик государств ЕАЭС.

Напомним, что в настоящее время участниками этого объединения, действующего с 1 января прошлого года, являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Желание создать зону свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС выразили уже более 40 стран и международных организаций, включая, Индию, Китай, Израиль и т. д. В прошлом году соглашение о ЗСТ было подписано с Вьетнамом.

Но какие практические шаги осуществлены на ереванском саммите? Во-первых, на нем принята концепция формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС — документ предстоит утвердить главам государств союза. Как пояснил Медведев, концепция необходима для того, чтобы «в среднесрочной перспективе, к 2025 году, у нас был единый рынок с понятными правилами и принципами работы — мы все в этом заинтересованы».

Что же касается ближайших планов, Медведев акцентировал внимание на том, что ЕАЭС следует «побыстрее» принять Таможенный кодекс. «Его согласование, — указал он, — затянулось». Между тем, пояснил российский премьер, кодекс должен упростить и сделать понятной процедуру таможенного оформления для бизнес-сообщества. Этого было достаточно, чтобы глава коллегии ЕЭК Тигран Саркисян пообещал утвердить Таможенный кодекс на очередном заседании Межправительственного совета — оно состоится в Минске в октябре этого года. По его словам, концептуальное соглашение по основным принципиальным позициям кодекса уже достигнуто.

Разумеется, Армения не упустила шанса использования трибуны ЕАЭС для политических и экономических заявлений, имеющих к ней прямое отношение. Впрочем, Саргсян сделал это достаточно аккуратно. Он рассказал премьер-министрам государств ЕАЭС о ситуации в зоне карабахского конфликта, однако только с точки зрения безопасности передвижения товаров и услуг в ареале союза и развития экономик соответствующих государств.

А премьер Овик Абрамян лоббировал возможности своей страны в контексте инициативы Китая по созданию экономического пояса Шелкового пути, связывающего Европу и Азию как через страны ЕАЭС, так через Иран и Индию. «Имея исторический опыт и являясь единственной страной (в ЕАЭС), имеющей общую сухопутную границу с Ираном, мы готовы к развитию этого проекта», — цитирует армянского премьера агентство АРКА.

Дмитрий Медведев добавил, что ЕАЭС не упустит возможность сотрудничества с азиатскими странами, и что представители АСЕАН высказываются за выстраивание тесных отношений с Евразийским союзом.

В общем, на первый взгляд, ереванский саммит прошел «гладко и сладко». Однако в его кулуарах обсуждалось недовольство Киргизии, которая долго не решалась вступать в ЕАЭС и «выбивала» в обмен на членство в союзе различные преференции, большим количеством «барьеров», делающих это интеграционное объединение не столь привлекательным, как в том уверяли Бишкек. Главная претензия Киргизии основана на отсутствии условий для обеспечения конкурентоспособности ее товаров и либерализации внутреннего рынка. Акцент киргизская сторона сделала и на необходимости усиления сотрудничества с Китаем: до вступления в ЕАЭС Киргизия пользовалась дешевым и часто контрабандным китайским импортом, позволяющим соблюдать баланс цен. Понятно, что на этом наживалось множество крупных чиновников и мелких клерков.

Участникам ЕАЭС также трудно было отрицать снижение в первом квартале текущего года объемов взаимной торговли на 16%, хотя соответствующая статистика приводится в долларовом выражении, и это, вследствие девальвации национальных валют, может несколько искажать реальную картину.

В целом же, полагают некоторые эксперты, интеграция в рамках ЕАЭС позволила членам этого союза пережить экономический кризис в условиях падения цен на нефть и роста курса доллара. Теперь же дело стало за повышением макроэкономической устойчивости государств ЕАЭС, однако готовых рецептов предложить никто не смог.

Заглохли и разговоры о создании общего финансового рынка ЕАЭС — в лучшем случае он может сформироваться не ранее 2025 года. А об идее введения единой валюты, видимо, позабыто напрочь — во всяком случае, до тех пор, пока государства ЕАЭС не достигнут высокой степени интегрированности во всех областях экономики, что практически нереально в условиях отсутствия равенства экономик всех пяти государств союза, из которого «выбиваются» Армения и Киргизия.

Последнее обстоятельство подтверждает, что в ЕАЭС они попали не по экономическим, а по политическим мотивам.

И если, с одной стороны, членство Киргизии и Армении в ЕАЭС считается для них благом, поскольку пока они могут «повисеть на шее» у более дееспособных членов союза, то с другой, имея в виду неограниченную возможность жителей государств ЕАЭС спокойно мигрировать и зарабатывать деньги в более «продвинутых» с точки зрения рынка труда странах, в Армении и Киргизии непременно и остро встанет демографическая проблема. И тут очень многое будет зависеть от местных правительств и расторопности бизнеса.

Как сказал в ходе видеомоста Ереван-Москва политолог Сергей Михеев, цель ЕАЭС — создать возможности внутри каждой страны этого союза. «Суть в том, чтобы люди не переезжали из собственной страны и имели достойную работу. Я не считаю счастливыми людей, которые вынуждены покинуть свою родину и искать где-то на чужбине, пусть даже в дружественной стране, место устройства. Это судьба — достаточно сложная. А вот цель такая, чтобы у людей появилась возможность строить достойное будущее там, где они родились, где находится их родина. Где родился — там и пригодился. Вот наша общая цель», — пояснил эксперт.