Posted 19 октября 2011,, 10:12

Published 19 октября 2011,, 10:12

Modified 1 апреля, 04:34

Updated 1 апреля, 04:34

Суда Линча на них нет

19 октября 2011, 10:12
Жители Брянска пытались линчевать участницу скандального ДТП, в котором погибла трехлетняя девочка, потому что не верят в российское правосудие. Как показывает практика, для этого недоверия есть все основания.

Рядовое ДТП со смертельным исходом всколыхнуло тихий Брянск – дважды за неделю горожане выходили на митинг к месту гибели Сони Сиваковой.

Напомним, громкое ДТП произошло в Фокинском районе Брянска 7 октября. 20-летняя Ирина Добржанская, двигаясь на автомобиле Volkswagen Passat по крайней левой полосе, сбила 29-летнюю Анну Сивакову и ее трехлетнюю дочь Соню, которые переходили проезжую часть по пешеходному переходу. В итоге ребенок умер на месте, мать с тяжелыми травмами увезли в больницу.

Реакция брянских обывателей, еще до суда потребовавших жестокого наказания Добржанской, психологически вполне объяснима: 20-летняя Ирина Добржанская, выпускница городского кооперативного колледжа, имела в распоряжении дорогую по меркам российской провинции машину. При этом, по сведениям СМИ, девушка работала в отделении банка при МРЭО ГИБДД, у нее есть поклонник, также работающий в ГИБДД, а его родственники – местная элита. Более того, СМИ стало известно, что девушка четырежды в текущем году привлекалась к ответственности за превышение скорости и в ходе ДТП с Соней Сиваковой также превысила скорость на 20 км/час. Учитывая, сколько "блатных" нарушителей уходили в России от ответственности за тяжкие ДТП, неудивительно, что толпа потребовала суда Линча.

Однако видео, снятое регистратором автобуса, помогло разобраться в мельчайших в деталях происшедшего.

Выяснилось, что незадолго до трагедии на этом участке проходил ремонт, был заново уложен асфальт, однако не нанесена специальная разметка – «зебра». Несмотря на это, участок был введен в эксплуатацию. Кроме того, знак «пешеходный переход» не был продублирован на левой стороне трехполосной дороги и в момент происшествия был закрыт от автомашины Добржанской стоящим справа автобусом.

Но больше всего наблюдателей удивили действия сотрудников местной автоинспекции – они расположились не до, а после перехода, выставили там камеру, фиксирующую нарушения, и бодро штрафовали водителей, проезжающих малозаметный пешеходный переход с нарушениями. При этом поведение автоинспектора Дмитрия Доманова, дежурившего на месте трагедии, не стало поводом для наказания или каких-либо негативных выводов в части организации работы ГИБДД.

То есть тот факт, что автоинспекция не предупреждает нарушения, а «делает план по протоколам», вызвало у руководства ГИБДД по Брянской области лишь одобрение. Что, вообще говоря, неудивительно – совсем недавно Рунет увидел разоблачительное видео, где офицеры омского управления ГИБДД требует от подчиненных «плановых 20 протоколов в день». Если бы приоритетом работы сотрудников ГИБДД было недопущение ДТП, а не план по протоколам, трагедии в Брянске наверняка можно было бы избежать – ведь в этом случае машина ДПС стояла бы перед опасным перекрестком, а не после него. Более того, в этом случае сотрудники автоинспекции не допустили бы ввода в эксплуатацию не обозначенного разметкой перехода и проследили бы за установкой дублирующих знаков на левой стороне дороги.

По данным брянских полицейских, на пешеходном переходе, где была сбита Соня, в этом году произошло уже три ДТП, в которых два человека погибли и два получили тяжкие телесные повреждения. Но полиция перекладывает ответственность на брянских чиновников - именно городская администрация должна была оплатить и установить светофоры и сделать разметку на опасном участке.

Впрочем, светофоры тоже не всегда помогают - спустя две недели в Брянске произошло очередное ДТП с наездом на ребенка в зоне пешеходного перехода. На 13-летнюю девочку, которая переходила дорогу по переходу и на зеленый сигнал светофора, наехали «Жигули» под управлением 32-летней женщины.

Степень безнаказанности российских водителей демонстрирует случай, произошедший спустя неделю после гибели Сони Сиваковой. Страховой агент из Чехова Евдокия Вдовина, обгоняя пробку справа по обочине на Московском малом кольце, превысила скорость, не справилась с управлением и врезалась в две машины попутного направления. В результате погибли четыре человека, ранены трое, в том числе виновница аварии. При этом Вдовиной только в этом году шесть раз выписывали штрафы за превышение скорости - которые она, кстати, так и не оплатила.

Другой показательный пример: водитель, лишенный прав за пьянство за рулем в 2008 году, в 2011-м совершил наезд на шестерых пешеходов и убил четырех из них. Выяснилось, что за рулем он был уже не пьяный, а после употребления наркотиков. Но даже этого недостаточно, чтобы отправить преступника в тюрьму.

Таких примеров по России – тысячи. Точнее, 26,5 тысяч – именно столько россиян погибло в 2010 году в результате ДТП, по 80 человек в день. За эти убийства виновные должны были понести наказание после рассмотрения в судах 33 тысяч уголовных дел. Однако даже самые наглые и безответственные водители-убийцы не получили наказания более 5 лет лишения свободы – хотя бы за убийство двух и более человек. Более того, никто из их них не был лишен прав на срок, превышающий три года. При этом осужденные традиционно воспользуются своим правом на УДО и будут освобождены при отбытии половины срока.

Еще один, все более популярный в России вариант – отсрочка приговора на 14 лет, которым воспользовалась дочка иркутской чиновницы Анна Шавенкова, задавившая на тротуаре двух сестер и фактически не получившая наказания за это. А через год Шавенкова и вовсе вернет себе право управлять автомобилем.

То есть судебная практика в России такова: можно задавить насмерть сколь угодно много человек, отсидеть за это пару лет и вернуться за руль, чтобы снова убивать.

Для сравнения – в Европе количество смертей во время ДТП на душу населения в 4-7 раз ниже, чем в России. При этом в Германии первое превышение скорости стоит водителю месяца лишения прав, при повторном нарушении срок возрастает до трех месяцев, третье превышение обойдется в год лишения прав и пересдаче экзаменов. Не сданный экзамен будет стоить пожизненного лишения прав. Результат – всего 10 погибших немцев на 100 тыс. авто (в России – 119 погибших на 100 тыс. авто).

Тем не менее, российские власти не считают нужным ужесточать ответственность за убийства на дорогах и не собираются менять приоритеты работы автоинспекторов – от «палочной системы» к профилактике нарушений. Нет у нас и практики наказания чиновников за халатность при установке дорожных знаков и разметки.

Зато брянская администрация приняла решение об установке памятника Соне Сиваковой за счет городского бюджета. Это, видимо, вместо реконструкции опасных пешеходных переходов, которых, по данным полиции, в Брянске свыше 90%.

Что ж, остается надежда, что когда десятки тысяч таких памятников, расставленных по всей России, перестанут помещаться на обочинах дорог, до чиновников дойдет, что они делают что-то не то. А пока власть затевает очередную гуманизацию УК РФ, еще больше смягчив наказания за т.н. нетяжкие преступления вроде служебного подлога, мошенничества и халатности (следствием которой, кстати, являются необорудованные дороги и не работающие должным образом автоинспекторы). Кроме того, будет еще больше снижена ответственность за убийства по неосторожности. А все потому, что эти преступления, по нынешней классификации, нетяжкие.

Видимо, для властей 80 смертей в день на дорогах - тоже "нетяжкая" проблема. Надо ли удивляться, что обыватели требуют судов Линча?

Евгений Зубарев