Posted 24 ноября 2011,, 15:46

Published 24 ноября 2011,, 15:46

Modified 1 апреля, 03:53

Updated 1 апреля, 03:53

Миллиард спасет от исламистов?

24 ноября 2011, 15:46
Намерение российских властей выделить значительные средства на подготовку специалистов по истории и культуре ислама вызвало раздражение как среди православных, так и среди атеистов. Цель, преследуемая государством, вполне понятна. Вот только удастся ли ее достичь?

В башкирском городе Туймазы завершился очередной судебный процесс по делу исламских радикалов. На скамье подсудимых оказались приверженцы международной организации Хизб-ут-тахрир (Партия исламского освобождения). Суд приговорил троих исламистов по статье 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации) и отправил их в колонию-поселение. Организатор получил восемь месяцев, его сообщники – по полгода.

Процессы над исламистами в республике происходят нередко. Но в этот раз информация об очередном приговоре почти совпала по времени с визитом в регион президента РФ Дмитрия Медведева. Глава государства, кроме всего прочего, посетил уфимскую соборную мечеть и пообщался с религиозными деятелями, представляющими традиционный ислам. Президент особо подчеркнул, что в ближайшие годы планируется выделить около миллиарда рублей на подготовку специалистов по истории и культуре ислама в России.

Когда-то Иван Грозный, покоривший Поволжье, пытался победить радикальный ислам путем принудительной христианизации. Спустя 400 лет советская власть противопоставляла любой религии атеизм и светский образ жизни. Современные российские власти пошли другим путем - они пытаются поддержать традиционный ислам.

Известие о выделении мусульманам миллиарда рублей вызвало глухой ропот в православной церкви. Протоиерей Алексий Новичков выразил надежду, что за такими заявлениями не последует реальных действий, и «мусульмане, скорее всего, никаких денег не дождутся».

Диакон Андрей Кураев дал более сдержанный комментарий. «В данном случае речь идет о проекте с условным названием «русский ислам», который призван дать государству возможность контролировать потоки информации об исламе, идущие к российской молодежи. Чтобы не отдавать эту область на откуп различным заграничным эмиссарам, зачастую весьма и весьма эмигрантского настроя», – предположил диакон. В то же время Кураев сомневается, «насколько у нашего государства хватит воли и ума контролировать адекватность расходов этих денег и эффективность программы». Религиозный деятель опасается, что деньги могут попасть «не в те руки» и не дадут того положительного эффекта, на который рассчитывают власти.

Завсегдатаи атеистических сайтов тоже отреагировали на известие о «миллиарде» и задались риторическим вопросом: когда же они получат что-то от государства?

Между тем, распространение радикального ислама представляет реальную угрозу для российского общества. Причем в разных регионах проблема имеет свою специфику. Например, на Северном Кавказе доминирующим радикальным вероучением является ваххабизм (салафизм), а в Поволжье наблюдается настоящая «борьба за выживание» проповедников различных направлений. «Ваххабитам противостоят мусульмане традиционного направления. Есть интересные моменты, когда нурситы (Нурджулар), таблиговцы противостоят им, даже пресловутый Хизб-ут-тахрир - и тот не ладит с ними. Есть даже некоторые ваххабиты, которые готовы помочь властям в борьбе с нурсизмом и Хизб-ут-тахрир. Традиционно их не переваривают суфии, представители суфийских тарикатов. Слово «суфий» для ваххабитов вроде ругательства и ярлыка неблагонадежности. Впрочем, они также не любят ашаритов и матуридитов, считая их еретическими течениями», – так ранее охарактеризовал ситуацию в регионе декан теологического факультета Российского исламского университета в Казани Саид Шагавиев.

Осужденные в городе Туймазы экстремисты, по версии суда, принадлежали к организации Хизб-ут-тахрир, которая получила распространение в тюрконаселенных регионах бывшего Советского Союза. Сторонники Хизб-ут-тахрир идеалом государства считают турецкую Османскую империю, а аравийских ваххабитов обвиняют в том, что те нанесли удар в спину империи в годы первой мировой войны.

Восхваление турецкой империи является одной из причин, по которой Хизб-ут-тахрир симпатична исламистам тюркского происхождения. Второй причиной может быть то, что организация позиционирует себя как политическую партию, а не как банду головорезов. Это привлекает поволжских религиозных радикалов, которые более «цивилизованны», нежели их собратья на Северном Кавказе. Также Хизб-ут-тахрир, в отличие от ваххабитов, на словах отрицает свою причастность к терроризму.

Впервые деятельность Хизб-ут-тахрир в Башкирии была отмечена в 2001 году. Спустя два года организация была официально запрещена судом на территории России как экстремистская. Не последнюю роль в решении суда сыграли события в Средней Азии, где приверженцы Хизб-ут-тахрир стали участниками оппозиционных выступлений и были обвинены в совершении взрывов в Ташкенте в 1999 году. Следует отметить, что «Партия исламского освобождения», кроме России и среднеазиатских государств, запрещена в ряде ближневосточных и европейских стран, в том числе в Германии.

После этого запрета поклонники Хизб-ут-тахрир не раз становились участниками судебных процессов. В 2005 году Верховный суд Республики Башкортостан приговорил девять сторонников организации к лишению свободы на срок от 3,5 до 8,5 лет. Они были признаны виновными в терроризме, создании преступного сообщества, незаконном хранении оружия и возбуждении религиозной розни.

В 2007 году Туймазинский районный суд Башкирии приговорил к условным срокам заключения троих участников Хизб-ут-тахрир. Троица обвинялась в экстремистской пропаганде. Свою вину подсудимые признали полностью.

В 2010 году были осуждены шестеро сторонников «партии исламского освобождения» в городах Уфа и Дюртюли. Трое получили по два года заключения за экстремистскую деятельность, еще трое – условные сроки.

Кроме Хизб-ут-тахрир, в Башкирии ранее была заметна еще одна международная исламистская организация, под названием Нурджулар. В республике приверженцев этой структуры прозвали «нуриками». Нурджулар – еще более пантюркистская организация, чем Хизб-ут-тахрир. На родине основания – в Турции – ее деятельность подвергается преследованиям. В то же время, по замечаниям экспертов, работа организации за пределами Турции поддерживается рядом турецких исламистских деятелей.

В России нуриджисты основали около 20 лицеев, сеть магазинов, установили контакты с бандподпольем на Северном Кавказе. В Башкирии также действовали четыре «башкирско-турецких лицея», в которых внушали идеи создания государства «Великий Туран». В 2003 году министерство образования Башкортостана разорвало соглашение о сотрудничестве с фирмой «Серхат», основавшей «башкирско- турецкие лицеи». Спустя год из Башкирии были выдворены четыре турецких бизнесмена: выяснилось, что под вывеской магазина одежды в Уфе скрывается тот самый Нурджулар. В 2008 году Верховный суд России признал организацию Нурджулар экстремистской.

На башкирском поле религиозного экстремизма заметны также ваххабиты и откровенные террористы. В 2010 году силовики провели ряд спецопераций в городе Октябрьский по ликвидации местного «джамаата Имарат Кавказ». Террористов задерживали со стрельбой и применением бронетранспортеров. Лидера банды Башира Плиева по кличке Эмир Башкирский задержали в Челябинской области.

Еще одним «центром ваххабизма» стал город Баймак. В сентябре 2011 года девять местных жителей избили имама городской мечети. Затем они объявили об избрании нового имама, который ранее обучался в исламском университете в Саудовской Аравии. Религиозные «рейдеры» были задержаны, у них изъяты оружие и боеприпасы. В ходе следствия установлено, что баймакские ваххабиты проходили военно-пропагандистскую подготовку в лагере на территории Чечни в 1999 году.

На фоне таких событий поддержка традиционного ислама как противовеса радикалам выглядит весьма своевременной. Вот только когда-то основание «башкирско-турецких лицеев» тоже называлось благим делом, и обучение исламу за границей приветствовалось. А потом оказалось, что за вывеской лицеев и хаджей скрывались международные экстремисты.

Не уйдет ли обещанный миллиард «не в ту сторону» - с учетом российской коррупционной специфики?

Дмитрий Ремизов