Posted 29 ноября 2011,, 15:03

Published 29 ноября 2011,, 15:03

Modified 1 апреля, 03:49

Updated 1 апреля, 03:49

Мусульманская анархия

29 ноября 2011, 15:03
Кризис в Совете муфтиев России все более очевиден. Ислам в принципе не предусматривает «посредника» между Богом и человеком, а авторитет муфтиятов снижается. Кто возглавит миллионны российских мусульман?

В последнее время становится все более очевиден кризис в одной из самых крупных религиозных организаций России – Совете муфтиев России.

На днях из состава Совета муфтиев России вышло руководство Центрального духовного управления мусульман Чувашии. Ранее о своей самостоятельности и внесении изменений в уставные документы заявили в Духовном управлении мусульман Татарстана и Едином духовном управлении Пензенской области.

Причин тому несколько. Самая заметная – проблемы в отношениях с российской властью. Из активной политики за последнее время ушли региональные лидеры, которые раньше поддерживали Совет муфтиев и лично шейха Равиля Гайнутдина, - Юрий Лужков, Минтимер Шаймиев, Муртаза Рахимов.

Вторая причина в том, что в мусульманских регионах национализм, столь популярный в 1990-е годы, сегодня уступает место религиозному сознанию. Потому ослабевает влияние организаций, которые не столько объединяют, сколько разделяют исламскую умму.

Наконец, третья и, возможно, самая важная причина - в том, что все большее число мусульман начинает скептически относиться к необходимости существования мусульманских религиозных организаций, когда-то сконструированных светскими властями для управления «мусульманскими делами».

Конфликт Совета муфтиев с представителями официальных властей основан прежде всего на неосторожности публичных заявлений Шейха Гайнутдина. Недавно, к примеру, он весьма неудачно высказался о «трудолюбивых» мигрантах, заменяющих в России «пьющих» русских.

К тому же шейх чувствителен к появлению конкурентов и всячески пытается препятствовать развитию конкурирующих структур - это тоже не прибавляет ему друзей. В частности, он напористо выступил против Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), которая сейчас пользуется все большей поддержкой властей. Надолго затянулся его конфликт с муфтием Чувашии и главой «нового» Московского муфтията Альбиром Кргановым. Именно поэтому чувашский муфтият и решил разорвать отношения с Советом муфтиев.

Но наибольший удар по влиятельности Совета нанесли последствия выборов нового муфтия Татарстана. Равиль Гайнутдин окончательно рассорился с главным претендентом - Илдусом Файзовым, который сменил на этом посту родственника шейха. Поэтому вместо краеугольного камня, который в структуре Совета муфтиев представляло Духовное управление мусульман Татарстана, Совет муфтиев получил огромную дыру, так как Файзов забрал с собой более половины всего числа мусульманских общин Совета.

Однако в корне проблем Совета муфтиев лежат более серьезные, фундаментальные причины.

Сегодня в России налицо изменение настроений всей уммы. Фактически мусульмане предпринимают попытки преодолеть инерцию 1990-х годов. Самые влиятельные организации, которые выступают от имени миллионов российских мусульман - Центральное духовное управление мусульман России и Совет муфтиев возникли именно в этот период. Тогда же, параллельно с ростом исламского сознания, началось национальное возрождение, порой переходящее в открытый национализм, вернулась клановость. В итоге в мусульманских организациях так и остался запечатлен опыт «лихих 90-х».

Хорошо известно, что опору шейха Равиля Гайнутдина в Совете муфтиев составляли его родственники, в том числе такие влиятельные, как бывший глава мусульманской общины Татарстана Гусман-хазрат Исхаков, его предшественник Габдулла Галиуллин, муфтий Саратовской области Мукаддас хазрат Бибарсов, Абдул-Вахид Ниязов и другие.

Однако за полтора десятилетия миропонимание, знания и глубина веры мусульман изменились. Представители нынешнего поколения лучше знают Коран и сунну, их вера более последовательна, а в умах меньше идейной неопределенности. К примеру, националистические идеи уже не кажутся им такими привлекательными - сегодня молодые верующие с Кавказа легко находят общий язык с верующими из Приволжья, встречаясь в городах России. Эта ситуация сильно отличается от 90-х, когда исламская умма оказалась разорванной по национальному признаку.

В результате возникает конфликт между национализмом, клановостью и прочими «особенностями», которые прописались в «системе», и простыми верующими, которые ставят выше не национальную принадлежность друг друга, а искренность в вере.

Теперь многие верующие ставят под сомнение саму необходимость существования института муфтиятов. Дело в том, что ислам в принципе не предусматривает «посредника» между Богом и человеком, а авторитет Духовных управлений - муфтиятов снижается. Эта проблема более остро стоит на Северном Кавказе, но заметна и в Поволжье.

Однако российское руководство, да и общество в целом, привыкли в «90-е» и «нулевые» к определенному типу взаимоотношений с мусульманскими организациями и иных путей искать не пытаются. Власть в принципе поддерживает и Совет муфтиев, и ЦДУМ, и РАИС. Она вообще готова поддержать всех, кто скажет, что «заведует» голосами мусульман. Это, в свою очередь, создает большой потенциал для новых конфликтов и новых интриг.

Но в новых условиях старые взаимоотношения становятся все более бесполезными - в том числе для государства. И у Совета муфтиев, и у ЦДУМ, и у многих муфтиятов попытки наладить диалог с мусульманской молодежью провалились. В целом, это процесс всегда был прогнозируемым: и десять лет назад, и пять, и сейчас ясно, что чем больше будет развиваться исламское сознание, тем искреннее будет желание новых поколений мусульман устроить свое общество согласно требованиям религии. Будут приходить новые имамы и даже муфтии, с детства читающие Коран и по-исламски хорошо образованные. И, скорее всего, не будут у них складываться отношения со старшим поколением религиозных лидеров, в прошлом - бывшими актерами советских театров или поэтами.

Это несоответствие реалий пока на руку лишь салафитам, которые удачно строят свою пропаганду на критическом отношении молодежи ко всей мусульманской «иерархии». Вероятно, эта тенденция продолжится и в дальнейшем.

Муфтий Равиль Гайнутдин еще пользуется поддержкой государства. Но, с другой стороны, на фоне потери собственного влияния и роста конкуренции он все более прислушивается к «новым» советникам, которые склоняют его все более резким речам и обвинениям в адрес властей. Он называет своих противников «врагами ислама», что тоже не способствует диалогу с государством. К его традиционно невоздержанным высказываниям в последнее время все явственнее прибавляются новые мысли, напоминающие о его дружбе с саудовской династией.

Мы уже привыкли к взаимным обвинениям, хитросплетениям семейных интриг, громким и не всегда удачным заявлениям, разделам и разводам вокруг Союза муфтиев России. Но пора бы уж прошлому остаться в прошлом.

Сергей Исрапилов