Posted 21 декабря 2011,, 12:16

Published 21 декабря 2011,, 12:16

Modified 1 апреля, 03:27

Updated 1 апреля, 03:27

Государство выбрало беспроигрышный вариант?

21 декабря 2011, 12:16
Столкнувшись с проблемой подпольных «казино», чиновники решили подойти к теме легального игорного бизнеса с другой стороны: в Минэкономразвития поступило предложение развивать в стране проведение лотерей. Причем заниматься этим, по задумке авторов проекта, должно исключительно государство.

Напомним, что в рамках борьбы с игорным бизнесом правительство выделило 1,4 млрд рублей на организацию особых зон для азартных игр; предполагалось, что такие «парки» появятся в Калининградской области, а также в Краснодарском, Алтайском и Приморском краях. Однако спустя четыре года после начала реализации инициативы лишь в одной зоне появилась инфраструктура и реально действующие казино. Таким образом, государственные вложения в этот проект пока что окупились лишь на 7%.

С другой стороны, не до конца решена проблема нелегальных игорных заведений. Столкнувшись с настойчивостью и, зачастую, неуловимостью подпольных «предпринимателей», чиновники решили подойти к проблеме с другой стороны: весной этого года в Минэкономразвития поступило предложение развивать в стране проведение лотерей, причем заниматься этим, по задумке авторов проекта, должно исключительно государство.

Идея исходила от представителей «Сбербанка». Предполагается, что частный сектор больше не будет допускаться к лотерейному бизнесу; также запретят открывать лотереи на уровне муниципалитетов и регионов. В итоге наряду с государством на рынке останутся только «старые» и проверенные игроки. Для этого «Сбер» предложил ужесточить требования к операторам, закрепить минимальный размер уставного капитала на уровне 300 млн рублей и обеспечить банковскую гарантию на три года на выплату целевых отчислений исключительно в бюджет.

Если внести соответствующие поправки в закон «О лотереях», можно решить сразу несколько федеральных проблем, считают в правительстве. Во-первых, очищая и развивая лотерейный бизнес, государство получит хотя бы часть прибылей ныне закрытых казино. Если раньше граждане отдавали свои деньги «игорным баронам», то теперь они будут пополнять бюджет, и эти средства направят на социальные нужды. Во-вторых, чтобы удовлетворить тягу к азарту, игроману придется тратить не более 100-200 рублей в год (это по самым смелым расчетам), тогда как за один вечер в игорном клубе он мог оставить десятки тысяч рублей – и не только.

В-третьих, ответственность операторов перед казной будет строго контролироваться. Если раньше, по словам директора департамента корпоративного управления МЭР Ивана Осколкова, регулярные отчисления в казну поступали лишь от нескольких лотерей, а какой-либо статистики по ним просто не было, то после введения поправок эти доходы должны значительно вырасти - за счет того, что государство получит возможность собирать данные обо всех проводимых лотереях. Подобный механизм уже работает во многих странах мира: государство, фактически являясь монополистом лотерейного бизнеса, обеспечивает полную прозрачность проведения лотерей, а кроме того, имеет регулярные бюджетные поступления, которые затем тратятся на социальные, культурные и спортивные проекты.

В России практика проведения гослотерей относительно в новинку. Первая такая лотерея появилась в 2008-м ("Гослото" при поддержке Минспорттуризма), затем в начале 2011-го стартовали Олимпийские лотереи («Спортлото» при содействии «Сбербанка»), и, наконец, в августе запустились Всероссийские государственные лотереи "Победа" (под патронажем Министерства обороны РФ). Результаты, показанные за этот короткий срок, пока что говорят в пользу продолжения. По статистике, россияне тратят на лотерейные билеты ничтожно мало по сравнению с теми же европейцами (в среднем $1,5, или 45 рублей в год). Цифры скромные, однако в масштабах страны годовой объем лотерейного рынка, по разным оценкам, составляет от $200 до $500 млн. Если хотя бы часть этих денег удастся направить в бюджет, отдача от проекта оправдает все затраты.

А главное, что поступления от лотерей являются целевыми. Это значит, что деньги не расползутся по отдельным расходным статьям и результаты их «освоения» будут более чем наглядными.

Так, то же «Гослото» перечисляет средства на финансирование федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в 2006–2015 гг.». За период 2006–2008 гг. государству было передано 1 млрд 849 млн руб. Средства от проведения «Спортлото» идут на строительство инфраструктуры для проведения Олимпийских игр в Сочи. А лотерея «Победа» стала дополнительным источником финансирования социально значимых проектов Минобороны – таких как улучшение жилищных условий, развитие дошкольного образования детей и повышение денежного довольствия военнослужащих. Что интересно, в ноябре 2011-го ООО «Государственные лотереи «Победа» стало оператором лотереи «Русское лото» - старейшей компании на этом рынке, обладающей кроме всего прочего самой большой сетью распространения. Теперь она также пробрела статус государственной. Что «гарантирует надежность участникам лотереи, а государству – самого опытного и профессионального партнера в лотерейной отрасли», сказано в официальном сообщении «Русского лото».

Неудивительно, что интерес к лотереям растет как со стороны государства, так и со стороны бизнеса и населения. Неудавшаяся, на первый взгляд, затея с игорными зонами поспособствовала тому, что оборот лотерейного рынка увеличился, а государственный статус и всероссийский охват сделали лотереи еще более привлекательными. По данным некоторых СМИ, крупнейшие международные компании также намерены войти на российский рынок. Например, финский монополист Veikkaus с июня ведет поиск бизнес-партнеров на территории России.