Posted 6 февраля 2012,, 15:00

Published 6 февраля 2012,, 15:00

Modified 30 января, 07:14

Updated 30 января, 07:14

Кавказ: бантустаны или часть империи?

6 февраля 2012, 15:00
В 1990-х годах в «имперских амбициях» обвиняли русских, а на Кавказе спекулировали идеями независимости от Москвы. Теперь все происходит наоборот: идеи халифата овладевают умами мусульман, а независимости ищут русские регионы.

В связи с началом политических реформ в России у некоторых наблюдателей появились опасения: не приведет ли к усилению сепаратизма большая самостоятельность регионов после введения прямых выборов. Беспокойство в этом смысле вызывает Северный Кавказ: в памяти еще остались времена, когда некоторые республики, пользуясь неразберихой в Москве, брали суверенитета «столько, сколько смогут проглотить».

Однако большинство экспертов склоняется ко мнению, что кричать «Волки, волки!» еще рано. Иначе, как в известной притче про глумливого пастушка, когда реальная опасность придет, то в нее уже никто не поверит.

«Что касается взаимоотношений региональных элит с федеральным центром, то там достаточно механизмов, чтобы удерживать от сепаратизма. Тем более, речь идет не о совсем прямых выборах населением, а о выборе тех фигур, которых та же федеральная власть предложит», – напомнил директор Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН Виктор Черноус.

Северокавказские элиты сегодня имеют такой радиус свободы действий, который их вполне устраивает.

«Тезис о том, что федеральная власть на Северном Кавказе ослабнет – он несколько натянут. Можно сейчас констатировать весьма четко, что федеральная власть на Северном Кавказе уже ослабла, и достаточно давно. Это не последствия последних года-двух. Это результат событий, как минимум, последнего десятилетия. Контроль федеральной власти над северокавказской территорией действительно слаб. Есть много причин этому, но это факт», – уверен старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО МИД России Вадим Муханов.

Местные политические элиты «завязаны» на федеральный центр, и в ближайшее время ситуация никак не изменится. Северокавказским правящим кланам незачем отделяться от России потому, что их и сейчас неплохо кормят.

«Элиты заинтересованы в больших дотациях, финансовых траншах, и они понимают, что если они уйдут в оппозицию, начнут декларировать какие-то лозунги, то могут и потерять свою часть пирога, на которую рассчитывают», – разъяснил Вадим Муханов.

По оценке вице-президента Академии геополитических проблем, сопредседателя Российского конгресса народов Кавказа Деньги Халидова, сепаратистских настроений придерживается не более 5% населения в северо-восточной части Кавказа. Такое меньшинство не способно оказать существенного влияния на политические процессы.

Другие эксперты предлагают более четко различать сепаратизм и другую опасность – панисламистские настроения. Если в былые десятилетия северокавказские экстремисты лелеяли мечты о создании «маленьких Кувейтов», то теперь более популярной стала идея об установлении «всемирного халифата». Боевики незаконных вооруженных формирований вынашивают уже не планы отделения от российского Кавказа, а захвата власти по всей территории России – не только Кавказа, но и Поволжья, и регионов Центральной России.

«Сепаратизм поддержки в широких слоях населения не имеет. А вот панисламистские, фундаменталистские тенденции – это совсем другое дело. Эти идеи достаточно широко разошлись, особенно в молодежной середе, молодежная аудитория их впитала», – подчеркивает кавказовед Игорь Добаев.

Если в 1990-х годах в «имперских амбициях» кто-то пытался обвинить русских, а националисты на Северном Кавказе спекулировали идеями независимости от Москвы, то теперь все выглядит наоборот. «Имперская» или «халифатская» идея ныне овладевает умами радикальных мусульман, как бы это карикатурно ни выглядело. Российские власти (и федеральные, и региональные), борясь с политическим сепаратизмом, дали возможность свободно развиваться и расширяться религиям и религиозным общинам, причисляемым к «традиционным». Однако от «традиционных» религий достаточно часто отпочковываются радикальные «толки». Эти процессы свойственны не только исламу, но и другим традиционным религиям.

Теперь, в отличие от 1990-х годов, идеи сепаратизма начали уже блуждать в русских регионах. Москва, стремясь купить лояльность национальных республик, в 2000-х годах экономически привязывала их дотациями и льготами для населения. Закономерно, что жители русских областей стали чувствовать себя ущемленными. Самыми резонансными стали инициативы общественности Ставропольского края – громкие требования выхода из состава Северо-Кавказского федерального округа и даже присоединения к Белоруссии. Затем региональные политики разъясняли, что речь, скорее, шла об эпатажных демаршах, призванных обратить внимание на проблемы, чем о реальном «ставропольском сепаратизме». Однако то, что сегодня еще является эпатажем, завтра может стать настоящей повесткой дня.

«Нервозность», которая возникла в Ставропольском крае после создания СКФО; процессы, происходящие и в целом в крае, и в районе Кавминвод, свидетельствуют о нарастании неспокойной ситуации. Появление листовок от имени русских национальных движений, выступающих против нынешней власти, свидетельствует, что власть за разговорами прячется от решения очевидных проблем в северокавказском регионе», – уверен Виктор Черноус.

Проявлением недовольства стало и возникновение в России скандального лозунга «Хватит кормить Кавказ». Впрочем, не следует думать, что все, кто поднял на плакаты этот лозунг, выступают за отделение северокавказских республик от остальной России. Вадим Муханов отмечает, что люди, поддержавшие этот клич, часто понимают под ним совершенно разное. Одни имеют в виду, что Кавказ пусть отделяется, а там – хоть трава не расти. Другие вынашивают планы о превращении северокавказских республик в «бантустаны» с репатриацией туда этнических кавказцев. Третьи заявляют, что выступают лишь за выравнивание финансирования регионов.

«Политические деятели, которые подняли этот лозунг, мыслят по-разному. Кто-то, например, говорит, что речь идет о требовании «хватит кормить кавказские элиты» – республиканские власти, которые погрязли в коррупции и далеки от хорошей управленческой работы. Один из тех, кто инициировал этот лозунг – Алексей Навальный, – говорил в ходе дискуссий, что наибольшее недовольство у него вызывает «повышенная кормежка» Рамзана Кадырова, поэтому его главный тезис – хватит кормить Кадырова. Это несколько сужает лозунг», – перечислил Вадим Муханов.

Впрочем, лозунг «Хватит кормить Кавказ», определенно, не будет взят на вооружение федеральными властями. Об этом говорят как их декларативные планы, так и реальные действия. По замечанию Деньги Халидова, провокационный лозунг забросила небольшая группа «национал-демократов», не имеющих перспективной поддержки во власти.

«В федеральном центре, за исключением некоторых неграмотных политиков, все прекрасно знают – что такое бюджетный федерализм. Он предполагает наличие доноров и реципиентов. Все это связано с особенностями регионального разделения труда, с тем, где какие регионы божественным промыслом обделены или наделены ресурсами», – уверен Деньга Халидов. Не исключено также, что федеральному центру, стремящемуся сохранить целостность страны, даже выгодно поддерживать такую ситуацию, когда потенциально сепаратистские регионы находятся в финансовой зависимости от столицы.

«Во времена Советского Союза Дагестан не был реципиентом, он в достаточно эффективной степени был включен в систему разделения труда с другими регионами, республиками и областями РСФСР. Дагестан не был донором, но и не был дотационным регионом», – напомнил Деньга Халидов.

Увеличение политической активности граждан, оптимизация федерального контроля и прямые выборы региональной власти могут привести не к ослаблению страны, а наоборот – к ее усилению на принципах федерализма. Региональные власти, зависимые от народа, а не живущие по командам из Москвы, возможно, станут более чутко относиться к требованиям собственного населения и вопросам экономического развития.

Но это все – позитивные прогнозы. Российская реальность способна вносить собственные коррективы, иногда выворачивая наизнанку самые благие идеи.

Дмитрий Ремизов