Posted 23 марта 2012,, 14:47

Published 23 марта 2012,, 14:47

Modified 1 апреля, 02:08

Updated 1 апреля, 02:08

Химические стоки загрязняют Волгу

23 марта 2012, 14:47
Через Тольятти протекает канал, впадающий в Куйбышевское водохранилище. Судя по документам, он как бы не существует. Но при этом именно в него сбрасываются сточные воды химзаводов, представляющие угрозу для окружающей среды.

Тольятти уже почти полвека – промышленная столица Поволжья. Жители этого почти миллионного города отлично знают все плюсы и минусы своего положения. И они отлично понимают: в последнее время выгоду от некогда передовой промышленности получают те, кто не живет в Тольятти. А самим тольяттинцам остаются только угрозы. Что для владельцев предприятий – источник доходов, то для горожан – источник экологических проблем. Причем «источник» - и в прямом, и в переносном смысле.

Через Центральный и Автозаводский районы Тольятти, через Ставропольский район, по селам Тимофеевка и Русская Борзовка, через поселок Приморский течет канал, который впадает в Куйбышевское водохранилище (между прочим, самое крупное на Волге и третье по величине в мире). Все окрестные жители про эту «водную артерию» знают, увидеть ее может любой. Но вот на карте канала нет.

Управление Роснедвижимости по Самарской области заверяет, что сведений о земельном участке, по которому проходит канал, в Едином государственном реестре земель (ЕГРЗ ) не содержится. В реестр водных объектов, как сообщает Отдел водных ресурсов по Самарской области, канал в настоящее время также не включен.

Оказывается, это рукотворное сооружение со сложным названием «магистральный канал земледельческих полей орошения» (ЗПО), введенное в эксплуатацию в 1966 году, создавалось с одной стороны, для полива сельскохозяйственных культур, а с другой – для аварийного сброса вод группы химических заводов города Тольятти в Куйбышевское водохранилище.

Практика показала, что совмещение поливных и сточных функций «в одном канале» ни к чему хорошему не приводит. Согласно заключению Института экологии Волжского бассейна Академии наук СССР и лаборатории Московского государственного университета, условно чистые воды, поступающие с химических заводов Тольятти, по содержанию вредных веществ значительно превышали нормативы, и для полива сельскохозяйственных культур их применять не представлялось возможным. На основании этого заключения еще в январе 1988 года Госагропром РСФСР исключил земледельческие поля площадью до 3 тыс гектар из списка орошаемых.

Таким образом, канал перестал был оросительным и стал просто сточной канавой для химических предприятий города, прежде всего – с крупнейшего химкомбината страны ОАО «Тольяттиазот».

Впрочем, в том 1988 г. Куйбышевский исполком облсовета народных депутатов принял решение «О мерах по предотвращению загрязнения Саратовского и Куйбышевского водохранилищ сточными водами предприятий Северного промузла г. Тольятти», которым обязал засыпать канал и провести рекультивацию земель под ним. На эту серьезную масштабную работу было выделено несколько лет. Мероприятия по спасению земель должны были закончиться к 1995 году. Надо полагать, с этого времени злополучный канал и исчез - но только с карт. А в реальной жизни – остался.

Возможно, в своем новом, «неучтенном» статусе канал стал еще выгоднее – ведь раз его не существует, для него и норм никаких не может быть. Никакого учета сбросов не ведется, нормативов по ПДС (предельно допустимому сбросу) тоже, конечно, нет. Неучтенные стоки неизвестного содержания сливаются в Куйбышевское водохранилище безо всякого разрешения, а значит, незаконно. При этом исследования показали превышение содержания в этих водах аммиака (азота) и других веществ.

В середине 2007 года канал, который 12 лет как должен был быть засыпан, вновь попался властям на глаза. Прокуратура Автозаводского района Тольятти инициировала проверку законности эксплуатации сооружения и экспертизу сбрасываемой воды. Результат был настолько ошеломляющим, что немедленно попал во все местные газеты. Как писали местные СМИ, «канал не ремонтировался с момента своего строительства, поэтому находился в крайне неудовлетворительном техническом состоянии». А главное – экспертиза, проведенная филиалом ФГУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области по городу Тольятти», показала, что сточные воды зашкаливают по содержанию аммиака и солей аммония. Причем эта аммиачная вода сбрасывалась в водохранилище со скоростью 2-5 кубометров в секунду.

Заметим, что когда аммиачная вода проливается из цистерн – это по всем стандартам экологическое бедствие: и грунт снимают, и реагентами все проливают. В сточном канале, текущем с «Тольяттиазота», конечно, концентрация аммиака заметно ниже, чем непосредственно в продукции химкомбината, но зато и площадь, и время воздействия отравы несравненно выше.

По иску прокуратурыв январе 2008 года суд Ставропольского района запретил эксплуатацию магистрального канала земледельческих полей орошения. А ровно через год, в январе 2009, общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» начала проект «Великие реки России». И первое, что поразило экологов – все тот же канал. По нему стоки предприятий, прежде всего «Тольяттиазота», безо всякой очистки попадали в Куйбышевское водохранилище.

Очистные сооружения на «ТоАЗе» были введены в эксплуатацию в 1978 г., еще при советской власти. Средств на их обновление менеджмент предприятия, видимо, найти не может. В итоге завод, некогда считавшийся гордостью страны, сейчас представляет опасность и для людей, и для природы.