Posted 14 апреля 2012,, 12:45

Published 14 апреля 2012,, 12:45

Modified 1 апреля, 01:48

Updated 1 апреля, 01:48

Дальше - самосожжение?

14 апреля 2012, 12:45
Объявление голодовок в России уже стало трендом. Пока власти отправляют протестующих "в суд". Но, вероятно, скоро чиновники вообще перестанут реагировать на голодающих, и тогда народу придется придумывать новые формы выражения недовольства.

Объявление голодовок в России стало трендом сезона. Акции, имеющие яркую политическую окраску, как в Лермонтове и Астрахани, получают широкий резонанс. Другие освещаются лишь в местных новостях.

Яркую характеристику ситуации дал критик и журналист Артемий Троицкий: «Когда в стране регулярно происходят голодовки, как это стало происходить в нашей несытой России, это просто показатель уже какого-то разложения трупного. Это мрак, это ужас. Это означает, что власть дошла уже до какого-то такого предела цинизма, что... Слов нет, короче говоря».

Волна экстремальных акций протеста началась еще в январе. В некоторых регионах произошло сразу несколько голодовок.

В Магнитогорске Челябинской области в феврале от приема пищи отказались около 40 человек, в том числе семеро детей. Протестующие – люди, пострадавшие от деятельности «черных риелторов». В течение нескольких лет в регионе росло число людей, у которых мошенники обманным путем отнимали квартиры. Деятельность жуликов была бы невозможной, если бы «черные риелторы» не имели покровителей во власти. Сигналом к началу голодовки 7 февраля стали попытки судебных приставов начать выселения обманутых людей из квартир, несмотря на продолжающееся расследование уголовного дела. Благодаря общественному резонансу в дело вмешались члены Общественной палаты РФ; выселения были отсрочены, а голодовка бездомных магнитогорцев приостановлена.

В Коркинском районе Челябинской области причиной голодовки стала «политика» муниципального уровня. Ситуация отчасти напоминает историю в ставропольским Лермонтове, где избирком отказывал «неугодным» кандидатам. В коркинском поселке Роза власть пошла иным путем: готовившиеся выборы главы поселения и депутатов были вовсе отменены. Решение принял территориальный избирком при поддержке районной администрации. Примечательно, что «перенос» выборов оказался уже третьим по счету. Причина – опасения победы все тех же «неугодных». 4 апреля шестеро кандидатов в главы и депутаты объявили акцию протеста, отказавшись от приема пищи. Протестующих в шахтерском поселке поддержал депутат Госдумы РФ Валерий Гартунг. После этого глава Коркинского района Геннадий Усенко заявил, что депутат Госдумы финансируется спецслужбами США, чем изрядно развеселил интернет-аудиторию. Но голодающим жителям Розы не до смеха - двое из них вышли из акции из-за ухудшения здоровья.

Голодовку в Челябинске используют даже для сведения личных счетов. Так, в феврале одиночную акцию протеста собирался начать директор лицея №31 Александр Попов. Причиной была давняя потасовка между ним и учителем физкультуры. Директор Попов пытался уволить педагога, а тот увольняться из лицея отказывался. При этом в местную прессу проникали слухи о неких «высоких покровителях» учителя физкультуры. Но после того как директор пригрозил голодовкой, непокорный физрук написал заявление об увольнении. Видимо, «покровители» велели.

Метод индивидуальной голодовки практикуют и медики. Среди них оказался участковый врач поликлиники №1 в Великом Новгороде Владимир Майоров. 24 января терапевт вывесил на двери своего кабинета объявление: «Объявляю голодовку, требую выплатить зарплату за декабрь и пересмотреть распределение средств, направленных врачам по программе модернизации». Врач также потребовал отставки губернатора Сергея Митина. На следующий день медикам выплатили задержанную декабрьскую зарплату, а еще через день Владимир Майоров прекратил акцию протеста.

Прекратить голодовку, не дождавшись победы, пришлось жительнице Новгорода Наталье Золиковой. С 29 февраля жена офицера в течение двух недель держала голодный режим, требуя исполнения решения суда о предоставлении семье квартиры в Москве. Женщина похудела на 9 кг, у нее начались проблемы с сердцем, и тогда пришлось приостановить протест.

Жилищный вопрос вынудил голодать и обитателей малосемейного общежития на бульваре Гагарина в Перми. Жильцы многие годы пользовались общей кухней, а недавно узнали, что кухня продана новому собственнику как отдельная комната. Возмущенные таким «уплотнением» жильцы проводили разные акции протеста, например, ходили демонстративно готовить салат в районную администрацию – показать чиновникам, что им нужна кухня. Не дождавшись понимания от чиновников и суда, жильцы общежития 5 апреля улеглись на спорной кухне, а чтобы их не обвинили в тайном поглощении еды – транслируют свою акцию в Интернет. Через неделю у одного из протестующих врачи "скорой помощи" констатировали алиментарную гипогликемию - он едва не впал в кому. На место вышедшего из голодовки тут же заступили его соседи, и сейчас акция продолжается.

Финансовые проблемы стали причиной голодовки сельскохозяйственных рабочих в Тацинском районе Ростовской области. До этого в течение нескольких лет работодатель принуждал работников (всего 42 человека) брать на свои имена кредиты в коммерческих банках на сотни тысяч рублей и вносить их в кассу предприятия. В итоге предприятие все же обанкротилось, кредиты выплачены не были, а сотрудников попросту сократили. Восемь безработных селян 17 марта от своего имени и от имени коллег объявили голодовку, требуя зарплаты и списания с них долгов. Акция возымела действие – новый владелец сельхозпредприятия принял обязательство погасить кредиты селян.

Помимо голодных акций «на воле», в течение последних месяцев случилось несколько голодовок в местах заключения. Смены руководителей колоний требовали сотни заключенных в Льговской ИК-3 в Курской области и Плавской ИК-4 в Тульской области. На жесткий режим жаловались протестующие бывшие правоохранители с Северного Кавказа, заключенные в колонию строгого режима №3 в Мордовии. Выходом из уфимского СИЗО под домашний арест закончилась голодовка бывшего чиновника и одного из лидеров башкирских националистов Артура Идельбаева. Акцию протеста заключенного за решетку политика поддерживали голодовкой его соратники на воле в разных районах Башкирии.

Как правило, власти в случае голодовок демонстрируют либо безразличное, либо показательно-участливое отношение к участникам акции протеста – в зависимости от требований голодающих. На возможность силового давления указывает случай в Ульяновске. Около двух десятков сторонников КПРФ установили палатки рядом с международным аэропортом "Ульяновск-Восточный", опротестовывая планы руководства страны устроить здесь перевалочный пункт для грузов и военного контингента НАТО. 10 апреля полицейские демонтировали палатки в поле. Когда протестующие закрылись в ПАЗике, полицейские выломали двери, выволокли коммунистов и угнали автобус.

Такие акции свидетельствуют о полном отрыве всех форм власти от граждан страны: протестующих отправляют "в суд", а их сторонников объявляют "наймитами Госдепа". Вероятно, скоро чиновникам вообще надоест договариваться с голодающими, и тогда они перестанут обращать внимание на такие акции. Появятся новые формы протеста - возможно, еще более радикальные.

Дмитрий Ремизов