Posted 6 мая 2012,, 20:31

Published 6 мая 2012,, 20:31

Modified 1 апреля, 01:27

Updated 1 апреля, 01:27

Золотые купола российской разрухи

6 мая 2012, 20:31
Село Дивеево хорошо известно православным христианам, так как считается четвертым уделом Богоматери. Местное население занято в основном в сфере обслуживания туристов и в торговле, которая весьма бойко ведется у стен монастыря и в самом храмовом комплексе.

Село Дивеево находится почти в 600 км от Москвы, в Нижегородской области. Это место хорошо известно всем православным христианам, так как оно считается четвертым уделом Богоматери. Первые три - это Иверия (территория современной Грузии), святая гора Афон в Греции и Киево-Печерская лавра.

Путь от Москвы до Дивеево напоминает ралли по бездорожью, хотя большая его часть проходит по федеральной трассе М-7, Москва - Нижний Новгород. О ее «федеральности» напоминают только камеры видеофиксации и патрули ДПС, по старинке дежурящие в кустах. А так - ямы и колдобины, по которым без последствий можно ездить только на внедорожниках. Из года в год эта дорога становится все хуже. Традиционное весеннее латание дыр глубиной по 15 сантиметров проблему, естественно, не решает: асфальт ползет трещинами вдоль всего полотна, и на следующий сезон, видимо, от него вообще уже ничего не останется.

Впечатление смягчает мост через Оку в Муроме. Это монументальное сооружение заставляет гордиться своей страной — с него можно на протяжении нескольких километров любоваться красотами российской природы практически с высоты птичьего полета.

C моста водитель снова слетает на полотно с метровыми ямами. Через 100 километров становится ясно: наличие любого производства в населенном пункте непосредственным образом влияет на присутствие нормальной дороги. Из этого федерального бюджета деньги на инфраструктуру, видимо, не выделяются вообще.

Спустя 3 часа дорога становится ровнее, и автомобиль проезжает заветный указатель «Дивеево».

Обитатели села до сих пор живут натуральным хозяйством. По улицам гуляют коровы и козы, утром со всех сторон орут петухи, а ночью лают собаки и пахнет печами. Привычную деревенскую картину разрывают два огромных храма с золотыми куполами и высоченная колокольня, возвышающиеся над окрестностями. Есть еще третий золотой купол, но он в силу небольшой высоты теряется за этим великолепием. Храмы подсвечивают даже ночью, в лучших московских традициях, и пейзаж становится еще более колоритным: непроглядная темень и сверкающие в ночи огромные храмы.

Паломнический бизнес в Дивеево начал процветать с 2003 года, когда патриарх Алексий II впервые посетил четвертый удел Богоматери. К его визиту даже была проложена новая дорога - та самая, которая теперь разбита вдребезги.

Московские и нижегородские бизнесмены понастроили в селе гостиниц на любой вкус и кошелек - от паломнического центра при монастыре, в который записываются за месяцы и ради весьма сомнительного койко-места, до апартаментов в гостиничном комплексе, с личным помощником в услужении и охлажденным шампанским в номере. Цены за сервис скорее московские, а качество все же сельское — хотя и заметно, что все работники стараются угодить гостям, которые кормят полдеревни.

Почти вся молодежь и люди среднего возраста заняты в сфере обслуживания туристов и в торговле, которая идет у стен монастыря весьма бойко. Продают все - начиная от пластиковых бутылок под воду из святого источника по 25 рублей за штуку, и заканчивая изделиями народных промыслов по весьма «арбатским» ценам (шкатулки — от 1500 рублей). Подход к монастырю напоминает базарную площадь, по которой снуют тетки неопределенного возраста, зазывая паломников к своим прилавкам. Далее турист проходит рубеж из попрошаек - это особая каста местного населения, которая тоже зарабатывает на приезжих, но в отличие от спекулянтов делает это более честно. А далее начинается главное обиралово - сам храмовый комплекс.

Эх, знал бы батюшка Серафим Саровский, чьи мощи хранятся в главном храме Дивеево, почем там нынче продают свечи… Самая дешевая в храме стоит 20 рублей. Хочешь дешевле – идешь на улицу, покупаешь в палатке за 10, но она будет в два раза меньше. Горят местные свечи феноменально быстро, и шустрые тетеньки еле успевают менять их в подсвечниках.

Молебен о здравии по прайсу стоит 1000 рублей и активно рекламируется бабушкой, продающей услуги по оформлению треб. Цены на штампованные иконы - московские, а на иконы местного производства — афонские. 200 евро за небольшую иконку в окладе - это не самое дорогое предложение церковных продавцов.

На территории храмового комплекса находится около несколько точек официальной реализации православной продукции, все они имеют непосредственное отношение к самому монастырю и работают под одной «крышей», однако цены в них разные. Ближе к центральному входу все дороже, чем в глубине или на самом отшибе - один и тот же серебряный крестик может стоить от 290 до 420 рублей... Такой вот бизнес по-христиански.

Елена Волина