Posted 18 июня 2012, 14:22
Published 18 июня 2012, 14:22
Modified 1 апреля, 00:48
Updated 1 апреля, 00:48
Очередной этап политической борьбы в Лермонтове завершился долгожданными выборами депутатов в горсовет.
Напомним, городок на юге страны получил всероссийскую известность благодаря акции протеста незарегистрированных кандидатов в депутаты. 21 февраля кандидаты и их сторонники, протестуя против незаконных решений избиркома, ворвались в здание мэрии, где объявили голодовку. Поскольку события в ставропольском городке развернулись на фоне массовых акций с требованием честных выборов по всей стране, лермонтовские дела привлекли всеобщее внимание - кто-то даже называл происходящее в городе «маленькой революцией».
Конфликтная ситуация сложилась по вине чиновников, которые сочли, что вправе игнорировать оппозицию и реальные настроения народа. Отказ в регистрации популярным местным политикам вызвал волну недовольства. Как оказалось, чиновники не всесильны, а у оппозиции имеются свои методы давления. Произвол на выборах характерен для всей России, поэтому протест лермонтовчан получил горячую поддержку во всех уголках страны.
Главным объектом ненависти протестующих стала председатель городского избиркома Наталья Ярмолич. Среди незарегистрированных кандидатов оказался даже бывший мэр Александр Дунаев - согласно версии избиркома, он «неверно» составил предвыборную документацию. При этом все прекрасно понимали, что дело не в Ярмолич, что решение избирком принимал не по собственному произволу, а по звонку «сверху». Кто «звонил» – также всем было понятно. В краевом центре вынашивалась и лоббировалась идея объединения двух городов – Лермонтова с Пятигорском. Но для реализации этого плана нужно было сменить непослушные власти Лермонтова. «Вся эта ситуация созревала там в течение полутора лет, и завязана она на губернатора», – констатировал в комментарии «Росбалту» депутат Госдумы Виктор Гончаров.
Протестующие лермонтовчане апеллировали к полпреду Северо-Кавказского федерального округа. Краевая власть пыталась упираться и «решать проблему» своеобразными методами. «Приезжала «скорая помощь» из Пятигорска, якобы по вызову от нас, хотя мы не вызывали. Установили у нас давление «240 – 250», якобы люди в предсмертном состоянии, и их нужно срочно госпитализировать. Раздали таблетки, которые понижают давление, в большой дозировке. Я сам фармацевт и знаю, что при голодании их нельзя принимать: людям стало бы плохо, и их всех бы развезли. Когда мы вызвали милицию, то эти врачи закрылись в своей машине и съели все бюллетени», – рассказывал 29 февраля корреспонденту «Росбалта» участник голодовки Сергей Садовников.
Между тем, приближались выборы президента РФ, и бессрочная акция протеста портила весь предвыборный антураж. Тогда руководство СКФО решило действовать по-своему. В отличие от краевых властей, полпредство выглядело «незамаранным» во всей этой ситуации и могло позволить себе маневры. Тем более, что сами голодающие не разделяли мнения иногородних оппозиционеров о «революции» в своем городе.
1 марта в Лермонтов приехали полпред президента в СКФО Александр Хлопонин и руководитель предвыборного штаба Владимира Путина Станислав Говорухин. В обмен на прекращение голодовки представители «верховной власти» гарантировали законное решение по иску протестующих в суде. Голодовка была прекращена, и на следующий день суд отменил итоги выборов.
Так маленький ставропольский городок стал субъектом «большой политики». Неумение предотвратить конфликт, а затем – справиться с ним, стало одной из причин, по которой губернатор Ставрополья Валерий Гаевский не удержался в кресле главы региона. В начале мая край получил нового руководителя.
Между тем, «лермонтовское противостояние» дорого обошлось власти. Успех лермонтовчан стал примером для других протестующих: голодовки под разными требованиями стали вспыхивать по стране, в разных регионах. Самой масштабной аналогичной акцией протеста, хоть и с иными результатами, оказалась голодовка сторонников кандидата в мэры Астрахани Олега Шеина.
Новая предвыборная кампания в Лермонтове тоже шла отнюдь не спокойно, хотя и не с таким общероссийским шумом, как февральская. Кандидаты пытались в судебном порядке оспорить регистрацию друг друга. А экс-мэру Дунаеву даже подожгли предвыборный штаб (кстати, в том же здании находится городская прокуратура). Правда, злые языки конкурентов принялись утверждать, что кандидат сам подпалил свой предвыборный штаб, дабы сделать себе дополнительную рекламу.
Еще одним примечательным обстоятельством стало то, что в выборах депутатов городского совета не участвовала «Единая Россия» - лермонтовские единороссы предпочли пойти на выборы самовыдвиженцами. «Им стыдно за свою партию. Поэтому они все пошли на выборы самовыдвиженцами. Примерно до половины самовыдвиженцев – это единороссы», – заявил «Росбалту» справедливоросс Сергей Садовников .
В результате выборов в горсовет прошли три партийных кандидата (от «СР» и ЛДПР), в том числе бывший голодовщик Садовников. Остальные победители – самовыдвиженцы. Наибольший процент в своем округе получил Александр Дунаев, набравший свыше 58% голосов. Согласно уставу Лермонтова, глава города избирается из числа депутатов, а значит, Дунаев вновь может побороться за кресло градоначальника. В свое время Валерий Гаевский приложил свою губернаторскую руку к отстранению Дунаева от должности мэра. Теперь Гаевский «уже далече», и выходит, что политик городского масштаба Дунаев победил главу региона.
Не стоит думать, что с проведением выборов Лермонтов окончательно исчезнет из новостных лент. Народ там живет неспокойный, власть и собственность до конца не поделены, депутаты представляют разные городские кланы. А это означает, что яркие лермонтовские дуэли еще не раз будут освещать информационный фон Ставрополья.
Дмитрий Ремизов