Posted 9 августа 2012,, 15:00

Published 9 августа 2012,, 15:00

Modified 1 апреля, 00:00

Updated 1 апреля, 00:00

Казачье-шариатская гвардия распада

9 августа 2012, 15:00
Губернаторы ощущают себя князьями в удельных вотчинах. Создание национальных полков, политическое краеведение и поддержка религиозных организаций становятся хорошей базой для сепаратизма. Москва уже неспособна контролировать регионы.

Заявление губернатора Кубани Александра Ткачева о «казачьей полиции» многие однозначно расценили как проявление сепаратизма.

В июле атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда уже заявлял, что его казаки готовы «защитить» Крымск от «провокаторов», «распускающих слухи» и «призывающих людей на митинги». Те кубанцы, которые сегодня положительно отнеслись к предложению Ткачева, завтра сами станут жертвами «эскадронов смерти».

«Российская «бело-сине-красная» государственность, кое-как созданная в 1990-е годы, терпит крах», – считает писатель и блогер Максим Калашников. В интервью корреспонденту "Росбалта" он отметил, что одним из проявлений распада является рост сепаратистских настроений в стране. По мнению Калашникова, региональный сепаратизм проявит себя в полную силу при любой сильной «встряске», когда власть Москвы ослабнет.

«В Сибири можно сегодня услышать разговоры про то, что «без Москвы жить станет лучше». Эти разговоры мне напоминают аналогичные пересуды западноукраинских товарищей, которые я слышал, когда служил в армии в середине 1980-х годов. Вызревает сегодня также казачий сепаратизм. Мне очень тревожно от того, что распространяется мнение, будто казаки – это отдельный народ от русских. Ну, и на Северо-Западе России тоже есть сепаратисты. Они пока «маленькие», но в период кризисов вчера еще маргинальные элементы могут стать мейнстримом», – рассказал Максим Калашников.

Как считает писатель, причиной роста сепаратизма стала политика федерального центра. Современные сепаратистские тенденции имеют серьезные отличия от похожих процессов, происходивших в СССР в конце 1980-х годов. «Если вспомнить Москву 1989 года, то это был крупный промышленный центр. В столице развивалось производство судов, самолетов, вертолетов, персональных компьютеров, промышленных роботов. А нынешняя Москва высасывает все ресурсы из регионов, чтобы эти ресурсы либо разворовать, либо бездарно зарыть в землю, ну или создать воровские «мегапроекты» типа Олимпиады. Поэтому Москва сегодня объективно вызывает раздражение», – подчеркнул Калашников.

Нынешние региональные «царьки» и стоящие за ними кланы клянутся и божатся в верности федеральному центру. Но это до тех пор, пока за открытый сепаратизм можно «получить по шапке». Можно припомнить брежневские времена, когда республиканские руководители умасливали дряхлеющего генсека, а сами потворствовали росту национал-сепаратистских настроений.

Культивирование сепаратистской идеологии, наряду с собственными вооруженными формированиями, – это первейшие шаги к созданию удельных княжеств.

Дмитрий Ремизов