Posted 22 октября 2012,, 15:00

Published 22 октября 2012,, 15:00

Modified 31 марта, 22:50

Updated 31 марта, 22:50

Церковь работает локтями

22 октября 2012, 15:00
Нижегородскую государственную консерваторию имени Глинки выселяют из занимаемого здания по требованию РПЦ. Аналогичные процессы идут по всей стране - из "церковных" помещений выгоняют музеи, галереи и учебные заведения.

Работники и студенты Нижегородской государственной консерватории имени Глинки недавно узнали, что их выселят из занимаемого здания. Нижегородская митрополия РПЦ обратилась к властям с требованием вернуть принадлежавшее ей некогда здание Архиерейского дома.

Нижегородские музыканты – не единственные, на кого обрушивается махина реституции. За годы советской власти в «недвижимости», принадлежавшей ранее церкви, разместились консерватории, планетарии, вузы, музеи, дома культуры и другие культурные и научные учреждения. Принятый в 2010 году Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» ускорил шедший и до этого процесс передачи имущества от светских учреждений церковникам.

Сторонники этого закона заявляют, что происходит «восстановление исторической справедливости». Оппоненты в ответ задаются вопросом – почему нужно «отыгрывать назад» итоги давних исторических событий? Не потребует ли РПЦ вслед за этим восстановления «исторической справедливости», попранной Екатериной II? Российская императрица, как известно, в 1764 году изъяла у церкви 8,5 млн десятин земельных угодий и свыше 900 тыс. крестьянских душ мужского пола…

За последние годы в «лоно» церкви перешли многие здания, эксплуатировавшиеся светскими учреждениями. В случае с музеями – вместе с "движимым имуществом", в частности, иконами. Так, скандалом сопровождался еще не оконченный процесс передачи РПЦ Рязанского кремля, в котором располагается музей. Выселению музея сопротивлялись не только сами работники учреждения, но и простые горожане. Рязанцы создали комитет защиты музея, выходили на акции протеста.

Координатор общественного комитета защиты музея-заповедника «Рязанский кремль», кандидат исторических наук Ирина Кусова в одном из интервью назвала недопустимым передачу РПЦ уникального иконостаса. Иконы разрушаются грибком вследствие неправильной эксплуатации храма и реконструкции, которую проводит епархия. К иконам затруднен доступ не только туристов, но и специалистов-исследователей.

«Если подходить комплексно и грамотно, прежде всего надо сделать вентиляционные окна в барабанах наверху, нужно решить проблему с подклетом, где идет подсос воды. Это если говорить вообще о работах в Успенском, а если конкретно об иконостасе, то нужно вынуть все иконы и пролечить каркас, освободить его от грибка. Потом здесь же проводить реставрацию икон, потому что для их сохранности оптимально, если их будут лечить здесь же, в храме, не вынося за его пределы. Тогда можно чего-то добиться», – рассказала Ирина Кусова. По словам специалиста, вместо комплексного восстановления, «зараженные» изображения реставрировали, но затем вновь вставили в «больное тело», которое вновь заразило иконы.

«Подобные случаи становятся все более массовыми, и, как и во многих других случаях, объекты, которые присваивает РПЦ, имеют к православной вере самое отдаленное отношение. В случае с Нижегородской консерваторией это просто жилое помещение, где жили руководящие сотрудники РПЦ, никакой «святыней» оно не является. Но моральная сторона священников не заботит, поскольку государство дало им в руки отличный козырь, приняв упомянутый закон с очень широкой формулировкой «имущество религиозного назначения». И об этом очень много говорилось с самого начала, еще на стадии общественного обсуждения», – считает последовательный критик церкви – представитель центрального совета Союза воинствующих безбожников Андрей Кораблев.

Если пожелание церковников в Нижнем Новгороде будет выполнено, то переезжать неизвестно куда придется и музыкальному органу, расположенному в большом зале консерватории. Последнее обстоятельство чревато негативными последствиями: органы устанавливаются специально с учетом конструкции помещения, в котором размещены. В ином помещении и звучание инструмента будет другим.

«Очень символично, что отобрать хотят именно консерваторию. В сфере академической музыки в России сложилась ситуация, когда церковники точно так же с одной стороны пытаются усилить религиозный компонент в репертуарах артистов, а с другой - действуют против таких, к примеру, центров классической музыки, как органные залы в Челябинске и в «почти российской» Пицунде, – напомнил Андрей Кораблев в комментарии «Росбалту».

Примечательно, что Архиерейский дом в Нижнем Новгороде в 1947 году был перестроен, а если быть точным – надстроен третий этаж. Но сегодня РПЦ желает вернуть в собственность не только два «исторических» этажа, но и третий.

Аналогичные перестройки произошли и с другими зданиями, некогда принадлежавшими церкви – вплоть до изменения облика. Но кого это волнует, когда речь идет о недвижимости?

Не следует, конечно, думать, что старую недвижимость возвращают только РПЦ. Другие конфессии, видя реституцию, алчут того же. Например, в Ростове-на-Дону несколько лет тому назад отдали армянской апостольской церкви здание монастыря Сурб-Хач. Для этого пришлось переселить музей русско-армянской дружбы. Процесс выселения «музея дружбы» привел к тому, что между собой переругались приазовские армяне, живущие на Дону с XVIII века, и современная диаспора, состоящая из переселенцев из Закавказья.

С большими трудностями столкнулись ростовские мусульманские муфтии. Пока исламскому духовенству в Ростове приходится довольствоваться зданием новой мечети. Вернуть территорию в центре города, где до революции размещалась мечеть, затруднительно: земля ныне находится в собственности Минобороны, там расположена воинская часть. Несмотря на то, что здание было разрушено и перестроено в годы Великой Отечественной войны, ростовские муфтии время от времени поднимают вопрос о том лакомом куске земли. Причем, на территории Ростовской области действуют два враждующих духовных управления мусульман, и оба мечтают об этом здании. И, может быть, к лучшему, что им не передают этот участок, не то перессорятся, как армянские диаспоры.

Церковники не только «возвращают старое», но и активно «осваивают новое». В том же Ростове-на-Дону резонанс получила новость о том, что митрополиту Меркурию, сравнительно недавно приехавшему в регион, стало «тесно» в трехэтажной резиденции в Западном жилом массиве, где жили все его предшественники. Стало известно, что в пользование церкви передадут здание, расположенное неподалеку от кафедрального собора. Мол, митрополит хочет ходить на работу пешком. Для этого из здания выселили профессиональный лицей. Кроме того, с прилегающей улицы перенесут на соседнюю трамвайные пути. Ростовская епархия в комментариях СМИ подтвердила, что она нуждается в административном здании для размещения епархиальных структур, деятельность которых направлена на «социальную, воспитательную, образовательную, информационную и иную общественно важную деятельность». По сути, речь идет о создании целого прицерковного комплекса.

Но ростовское «освоение», конечно, не идет ни в какое сравнение с ситуацией в Калининградской области. В самом западном регионе России в собственность РПЦ передают здания, которые ранее принадлежали католической и лютеранской церквям и светским учреждениям. Только в 2010 году в собственность калининградской епархии были переданы кирха XV века в поселке Дружба, кирха XIV века в поселке Владимирово, а также 26 «объектов религиозного назначения», среди которых 15 лютеранских кирх, 7 из них представляют собой руины. Кроме того, РПЦ получила несколько приходских домов, капеллы, костел, старую церковь Квиднау, руины монастырского комплекса «Замок Росситен» в поселке Рыбачьем, здание замка Георгенбург в Черняховском районе и здание калининградского клуба «Вагонка». Процесс продолжается.

Комментируя выселение музея-заповедника «Рязанский кремль» в неизвестность, Ирина Кусова высказала предположение, что получат взамен городские власти: «Искупление оптом грехов депутатов Рязанской городской думы, которые разбазарили весь город под свой бизнес». Это ж сколько грехов накопилось по всей России у чиновников и депутатов…

Дмитрий Ремизов