Posted 2 ноября 2012,, 07:51

Published 2 ноября 2012,, 07:51

Modified 30 января, 12:23

Updated 30 января, 12:23

Бандитский Новосибирск: "крыша" суду не интересна

2 ноября 2012, 07:51
На днях вынесут приговор лидеру одной из самых могущественных ОПГ Сибири. Однако многим из тех чиновников, кто ему помогал, удалось уйти от ответственности, утверждает ключевой участник процесса Фрунзик Хачатрян.

Тринадцатого ноября в Новосибирской области будет вынесен приговор лидеру некогда одной из самых могущественных преступных группировок региона Александру Трунову. Присяжные уже признали его виновным. Одновременно в решающую стадию перейдет процесс над двумя ближайшими сподвижниками Трунова по ОПГ - вице-мэром Новосибирска Александром Солодкиным и его отцом. Последний, тоже Александр Солодкин, в свое время работал советником губернатора Виктора Толоконского, ныне занимающего пост полпреда президента РФ в Сибирском федеральном округе. Им инкриминируется ряд тяжких преступлений, в том числе покушение на жизнь председателя армянской национально-культурной автономии в Новосибирской области Фрунзика Хачатряна (подробности смотрите здесь).

Однако сам Хачатрян заявил в интервью «Росбалту», что недоволен результатами работы следователей и полагает, что настоящие виновники превращения Новосибирска в бандитский город – высокопоставленные чиновники и представители правоохранительных органов - избежали наказания.

- Лиц, причастных к покушению на вас, сейчас судят; лидер группировки Трунов в ближайшее время получит крупный срок. Однако вы обратились с письмом к Владимиру Путину, в котором говорите о том, что не удовлетворены результатами расследования. Почему?

- Следствие на данном этапе не хочет заниматься кем-то выше Солодкиных. Мое мнение, что это результат определенных договоренностей. Когда коррупционно-бандитскую ящерицу Новосибирской области прижали, она согласилась отдать хвост – отца и сына Солодкиных. Однако взамен правоохранительные органы не стали трогать саму ящерицу: тех людей, кто мог стоять за Солодкиными и труновской ОПГ, кто мог помогать бандитам больше десяти лет.

В показаниях свидетелей и обвиняемых на судах, в материалах уголовных дел постоянно звучат фамилии Виктора Толоконского, генерал-майора Александра Никитина (замначальника ГУ МВД РФ по СибФО), Игоря Гришунина (бывший командир местного СОБРа, депутат заксобрания), Владимира Городецкого (мэр Новосибирска). Причем их не просто называют, а связывают с определенными действиями труновской ОПГ, в том числе покушением на мою жизнь. Однако правовая оценка деятельности всех этих лиц следственными органами не дана. Я писал об этом директору ФСБ Бортникову, главе СК РФ Бастрыкину, генпрокурору Чайке. Но мои обращения переправляются местным правоохранительным органам, которые присылают мне какие-то отписки. Теперь уже обращаюсь к президенту Владимиру Путину.

- О каких конкретно показаниях обвиняемых и свидетелей вы говорите?

- Чтобы всех их перечислить, уйдет много времени, но на некоторых я остановлюсь. Киллер Боуль (он был осужден за покушение на Хачатряна и другие преступления на 17 лет – «Росбалт») дал следователям признательные показания о том, что он оставил отпечатки пальцев на автомате, из которого стрелял в меня в 1999 год и который был обнаружен на месте преступления. После нападения Боуль рассказал о такой своей промашке лидеру бригады киллеров труновской ОПГ Радченко. Согласно показаниям Боуля, Радченко связался с Никитиным. Через месяц после покушения, когда эксперты закончили работать с оружием, никаких отпечатков на нем не оказалось - их кто-то стер. Более того, этот автомат еще до того, как Боуля поймали, был уничтожен милицией, хотя числился в деле вещественным доказательством. В материалах дела есть показания Ганиева, Боженко и других членов труновской ОПГ. Согласно их данным, как-то участники группировки устроили драку в ресторане, а находившийся там случайно милиционер Зайцев попытался вмешаться. Один из лидеров группировки Радченко ударил его пистолетом по голове, и от полученного ранения милиционер скончался. Радченко был арестован. Согласно показаниям членов ОПГ, после этого лидеры группировки обратились к Солодкину, а тот обещал обсудить эту тему с Толоконским. И сразу после этого Радченко вышел на свободу. Подобная безнаказанность порождала все новые и новые преступления. Оперативники считают, что на счету этой ОПГ более 100 убийств.

На днях на суде над Солодкиными дал показания важный свидетель Евгений Корниенко - сын убитого в 2004 году Алексея Корниенко, одного из основателей труновской ОПГ, отвечавшего в ней за контакты с правоохранительными органами. Он рассказал, что с подачи Солодкина-старшего труновская ОПГ решила сделать мэра города Виктора Толоконского губернатором Новосибирской области. Для этих целей члены группировки собрали большие деньги, а Солодкин-старший отвез их в Москву. В результате Толоконский победил на выборах. Почему следствие не хочет работать с этими показаниями? Почему следователи не решатся назвать реальные мотивы многочисленных убийств?

- А какие настоящие мотивы были у членов ОПГ, когда они расстреливали людей?

- Следствие указывает, что преступления связаны с перераспределением доходов от «крышевания» труновской ОПГ муниципального вещевого рынка. Однако какие же это средства от «крышевания»? Это была «черная касса» чиновников, которую собирали труновцы. Мэрия под руководством Толоконского создала такие условия, что торговцы платили в казну копейки, а основную сумму взносов они отдавали напрямую членам ОПГ Александра Трунова. Те оставляли себе определенную долю, а остальные деньги уходили чиновникам. Поэтому речь идет не о средствах от крышевания, а о теневых доходах руководящих работников мэрии и правоохранительных органов. Эти деньги должны были идти государству, а шли чиновникам. То есть имело место воровство из бюджета. Это и есть самая настоящая коррупция. Труновцы убивали людей не только из-за своих доходов, но и из-за денег чиновников. Однако следствие упорно не хочет фиксировать данный факт.

И меня хотели убить, потому что мэрии стал мешать созданный мной частный рынок, ставший конкурировать с муниципальным. Из-за этого доходы чиновников уменьшились. Сначала Толоконский попытался незаконно закрыть мой рынок. Результатом этого стало то, что сотрудники РУБОП и СОБР под руководством Никитина и Гришунина блокировали рынок. Я выиграл все суды, милиционеров убрали с рынка. Но играть по правилам, установленным Толоконским и труновской ОПГ, я по-прежнему отказывался. Тогда сотрудник мэрии Солодкин-старший, как установило следствие, дал отмашку на мое убийство.

- Когда Толоконский стал губернатором, а кресло мэра Новосибирска занял Городецкий, ситуация в городе начала меняться в лучшую сторону?

- Лучше точно не стало. Городецкий - лишь исполнитель пожеланий Толоконского. При нем поступающий от муниципального рынка «черный нал» решили не уменьшать, но и доходы в казну увеличить. В результате владельцев расположенных в городе рынков, в том числе меня, попытались обязать передать в собственность мэрии все торговые точки, а потом брать их в аренду. Я отказался от такого «заманчивого» предложения, поскольку оно нарушало все, какие только можно, законы. Прокуратура, кстати, внесла протест на подобное решение мэрии, однако его просто проигнорировали. А прокуратура упорствовать не стала. Два года продолжалось это противостояние, пока Городецкий не пошел на циничный обман. Он пообещал выделить моей фирме в собственность землю, на которой можно было бы сделать хороший рынок. В обмен я все же передал городу имущество.

Однако Городецкий обещаний так и не выполнил. Именно при Городецком вице-мэром стал Солодкин-младший. В результате он распорядился сжечь мои личные машины во время встречи труновских, на которой они обсуждали сложившуюся ситуацию вокруг вещевого рынка. Солодкин-младший ворвался туда, объявил, что Хачатряна и его сына надо проучить и спалить их машины. Члены труновской ОПГ тут же отправились исполнять решение вице-мэра. Они ворвались на стоянку, избили охранника (он остался инвалидом) и подожгли мою машину и автомобиль моего сына.

- А какая сейчас ситуация вокруг вещевого рынка, борьба за доходы от которого унесла столько жизней?

- Согласно показаниям свидетелей, которые есть в уголовных делах, в середине 2000-х годов возник конфликт между представителями правоохранительных органов, работавших с труновцами, и самим Александром Труновым. Это раскололо и саму ОПГ. Результатом конфликта стало множество убийств, в том числе расстрел Алексея Корниенко, который отвечал в ОПГ за контакты с силовиками. Сейчас МУП «Вещевой рынок» руководит Денисенко - бывший руководитель Никитина по РУБОП. Так что выводы делайте сами.

Что касается меня, то ситуация не меняется. Землю под возведение хорошего нового рынка мэрия давать отказывается. Ведь «черный нал» от меня никому из чиновников не идет.

Беседовал Сергей Петров