Posted 12 декабря 2012,, 14:55

Published 12 декабря 2012,, 14:55

Modified 31 марта, 22:03

Updated 31 марта, 22:03

Госбанки решили денег на Олимпиаду не считать

12 декабря 2012, 14:55
Сбербанк добился от Внешэкономбанка многократного увеличения финансирования олимпийского трамплина в районе Красной поляны в Сочи. Иностранные инвесторы проекта рискуют потерять сотни миллионов долларов, вложенных в Олимпиаду-2014.

Сбербанк добился от Внешэкономбанка многократного увеличения финансирования олимпийского трамплина в районе Красной поляны в Сочи. Иностранные инвесторы проекта рискуют потерять сотни миллионов долларов, вложенных в Олимпиаду-2014.

Существует и чисто российские способы решения вопроса, говорят эксперты: попросить «по-государственному» дружественную крупную финансово-промышленную группу выкупить доли миноритарных акционеров или просто «кинуть» партнеров, размыв их пакеты акций. Однако последнее вряд ли смогут себе позволить респектабельный банк с заботящимся о своей репутации президентом.

По словам предпринимателя Магомеда Билалова, крупнейшего частного акционера проекта (контролирует 18% акций), пока никаких предложений ни от Сбербанка, ни от кого-либо другого ему не поступало. При этом Билалов говорит, что не согласен на снижение своей доли или уменьшение ее стоимости.

По оценке самого Сбербанка, опубликованной на прошлой неделе в газете «Коммерсант», – проект «Горная карусель» на сегодняшний день стоит $840 млн. По сути, речь идет о фактической национализации будущего курорта, поскольку такие долговые обременения делают экономику проекта непредсказуемой. Как на это отреагируют миноритарные акционеры, в частности крупный арабский инвестфонд Invest ID, вошедший в проект несколько лет назад, остается только догадываться, но логично ожидать от них заявлений о глубоком разочаровании в инвестиционной привлекательности России и сочинской Олимпиады в частности, отмечают эксперты.

Стоит напомнить, что изначально строительство «Горной карусели» вели структуры Магомеда Билалова. После решения о проведении Олимпиады в Сочи "Горная карусель" получила в нагрузку явно некоммерческий объект - «комплекс трамплинов». Однако по ходу реализации проекта теперь уже бывшие руководители «Олимпстроя» и Оргкомитета Сочи-2014 неоднократно меняли условия вложения средств в олимпийские объекты и решили обязать инвестора строить не только трамплин и медиа-деревню, но и объекты инфраструктуры (дороги, сети и т. п.), что изначально предполагалось оставить за «Олимпстроем». «Первый, кто возражал против этого, были даже не мы, а сам Внешэкономбанк, поскольку это приводило к тому, что возвратность средств, а тем более, новые кредиты были бы невозможны», - заявил Билалов в интервью «Интерфаксу».

Строительство всех объектов было завершено в срок, на трамплинах прошли тестовые соревнования. Сам комплекс даже получил первый и единственный в России сертификат FIS, а Билалов - даже благодарность от Владимира Путина.

В июне 2012 года было принято политическое решение: все объекты инфраструктуры будет строить инвестор. Контроль над проектом получил Сбербанк, выкупивший часть допэмиссии акций ОАО «Красная поляна». При этом структуры Билалова отошли от оперативного управления и достройки комплекса, превратившись в портфельного инвестора.

Сейчас рядом с «Горной каруселью» гордо возвышается уже построенный олимпийский трамплин, но ни дороги, ни коммуникации к нему не подведены, поскольку денег на это пока не было выделено. Как отмечают наблюдатели, теперь колоссальные ошибки при планировании госкорпорации Олимпстрой будут покрыты за счет средств налогоплательщика.
Характерно, что Сбербанк, политическое решение о вхождении которого в проект, по всей видимости, принималось на самом верху, решил сам деньги в проект не инвестировать, а обратился к ВЭБу. Очевидно, это связано с тем, что иностранные миноритарии Сбербанка вряд ли с пониманием отнеслись бы к идее вложить миллиард евро «своих» денег в политический, по сути, проект Германа Грефа.

Есть и другая, несколько конспирологическая, но очень российская версия: увеличение смет и стоимости объектов может быть вызвано личным интересом топ-менеджеров банка к проекту. Говорят, что при участии неоднократно проявлявшей себя на разных объектах банка турецкой строительной компании "Сембэл" все последние месяцы шла усиленная работа над проектно-сметной документацией, результатом которой и стал новый супер-кредит.

В экспертных кругах бытует мнение, что, очевидно, «Горная карусель» - это первый олимпийский объект, который фактически банкротят, откровенно игнорируя интересы иностранных инвесторов. По мере приближения Олимпиады и срывов многих планов Олимпстроя, возможно, прибегать к подобным методам придется все чаще.

Ради этого по распоряжению кабинета министров с 2014 года ВЭБ сможет начать получать субсидии из федерального бюджета на покрытие убытков, которые могут возникнуть по таким сделкам. Сейчас ВЭБ финансирует около 17 сочинских объектов, и объем олимпийских инвестиций еще до решения по «Горной карусели» составлял уже около 200 млрд руб. Не исключено, что в результате сочинской стройки ВЭБ станет счастливым обладателем крупнейших объектов Олимпиады-2014, отмечают эксперты.