Posted 12 декабря 2012,, 21:01

Published 12 декабря 2012,, 21:01

Modified 31 марта, 22:02

Updated 31 марта, 22:02

Ласковый «Тодес» для провинции

12 декабря 2012, 21:01
Когда слышишь о шоу-балете Аллы Духовой «Тодес», возникает желание увидеть этот прославленный коллектив. И вот – редкая удача! - балет «Тодес» дает единственное представление в Ессентуках. Итак, столичный балет глазами провинциалов и отдыхающих.

Не скажу, чтобы мечтала, но всегда, когда слышала о шоу-балете Аллы Духовой «Тодес», возникало желание увидеть этот прославленный коллектив. Но в московской суете сует все как-то не получалось нам встретиться. И вот – какая удача! - балет «Тодес» дает единственное представление в Ессентуках в одном из лучших в Южном федеральном округе России концертном зале - имени Федора Шаляпина. А что может быть благотворнее, чем соединение оздоровительных природных процедур с искусством?

Символичным, видимо, для этих гастролей должен был стать тот факт, что первое выступление шоу-балета Аллы Духовой «Тодес» состоялось, как с гордостью пишут местные газеты, 25 лет назад именно на Кавказе. Тогда этот коллектив был «прописан» к Северо-Осетинской филармонии во Владикавказе. (Правда, сами создатели коллектива все больше упирают на рижские и ленинградские корни.) Получается, что программу, которую артисты привезли в Ессентуки, вполне можно назвать юбилейной. Концертные афиши, украсившие город и распространенные в десятках местных санаториев, лаконично сообщали: «Тодес». Балет Аллы Духовой». Предлагалась новая программа - «Attеntion» (то есть «Внимание»).

Зал на полторы тысячи мест был заполнен, несмотря на то, что билеты в партере достигали 1500 рублей, то есть немалых сумм для небогато живущей российской провинции. (Замечу, что всех зрителей пропускали через рамки металлоискателя, сумочки досматривали. Концерт случился в день убийства тележурналиста в Кабардино-Балкарии, что в ста километрах от Ессентуков. Едва ли не ежедневные сводки с войны с боевиками под боком создают здесь определенное напряжение и вынуждают к мерам безопасности.) Все ждали чуда, и, несмотря на почти получасовое опоздание, первые звуки музыки были встречены горячими, так сказать - авансовыми, аплодисментами. Вспыхивали они и в течение выступления: публике в массе своей концерт понравился. Хотя, понятно, подавляющему большинству простых зрителей просто не с чем сравнивать. Для любой российской провинции приезд многих московских звезд, овеянных тайной, чаще всего недосягаемого гламура (пошлого по сути своей, но возведенного в нашей стране таблоидами в степень) какой-то другой жизни становится событием. Причастием от искусства. Вкушением.

Однако меня этот концерт, от которого я ожидала праздника, света и вдохновения, привел в полное замешательство: а что это, в сущности, было? Ясно, что к балету, хотя бы и современному, это не имеет практически никакого отношения. (Уточняю еще раз: пишу о выступлении «балета Аллы Духовой «Тодес», как сообщала жителям Ессентуков и гостям города реклама.)

Попытка разобрать каждый номер «балета», представленный в Ессентуках, сильно осложняется тем, что никакой информации – кто исполнители, что за музыка, названия номеров шоу – перед началом концерта зрители так и не получили. То ли организаторы забыли, то ли на этом сэкономили, то ли сочли, что для провинции и так сойдет, но обычных для такого события программок пришедшие на концерт не получили. (А ведь это – один из элементов уважения к зрителям и показатель уровня самого коллектива.) Поэтому попытаюсь описать то, что происходило на сцене, так сказать, на пальцах.

Главное впечатление, переходящее в недоумение: все смешалось не только на сцене «балета», но и в головах идеологов предложенного арт-меню. Здесь и роковая любовь-треугольник со страстями и ударами судьбы, и патриотический танец, наверное, по случаю 200-летия Бородинской битвы (судя по стилизованным гусарским костюмам), и шутливый номер в шортах (видимо, по задумке это должно быть хорошо для южных гастролей), и композиция памяти Майкла Джексона, и клоун со шваброй и т.д. Что хотели авторы сказать этим экзотическим набором? Поэтому, видимо, и программа называется так общо - Аttеntion (посчитали, наверное, что название на английском добавит больше шика). Концепция, судя по всему, заключается в том, что нет никакой концепции. Это - что касается некой общей идеи о том, что сказать миру со сцены хотели-то, не говоря уже о философии предложенного «балета».

Такая же история с литературой и в ответе на вопрос: так что же это было? Скорее всего, это можно квалифицировать как «сборная» солянка из отдельных разноплановых арт-номеров и в разных жанрах. Здесь и акробатика, и элементы уличного брейк-данса, варьете и просто быстрые танцевальные номера, которые можно объединить одним названием «руки вверх, ноги врозь», и даже переходящая для соединения выступлений швабра с клоуном. В общем, как пошутила моя санаторская знакомая, цирк «Шапито» да и только. (Клоун, заполнявший паузы, когда артистам надо было переодеться или просто передохнуть, был и на самом деле просто блистательный.)

Притом что иногда выступающим удавалось показать хорошую акробатическую технику, не снижать ритм и энергетический напор, в общем зачете как искушенный зритель я бы поставила такому «балету» твердую тройку. Ничего оригинального, нового и сногсшибательного, как можно было бы ожидать, начитавшись в СМИ и Интернете хвалебных од в адрес «балета», на сцене Ессентуков, увы, не присутствовало. Номер артистов в белом и с белыми перьями выглядел жалкой пародией на представление японского шоу «Сетику». (Я видела этот на самом деле ослепительный праздник жизни в 1986 году в Киеве, аккурат 26 апреля, когда рванула Чернобыльская атомная станция, но власти молчали, а москвичей «Сетику» порадовало еще ранее – в 1971-м, сейчас их японские программки выставлены на продажу в качестве раритетов.) Другие танцевальные номера пытались копировать западные варьете - иногда это удавалось и вовсе неплохо. Кое-что в танцах напоминало американские бродвейские и лондонские мюзиклы, которые мне довелось посмотреть на их родных сценах в Нью-Йорке и Лондоне.

Как известно, в подобных выступлениях-подтанцовках важна банальная синхронность, которая достигается репетициями. На сцене с ней наблюдалась, мягко говоря, большая напряженка. Иногда и вовсе – кто в лес, кто – по дрова. Несколько раз артист первого ряда, исполняя номер, оступался, едва не упав. Это – к вопросу о «чистоте» и отточенности коллективных телодвижений, которые и придают танцу блеск и непревзойденность. После «Тодеса» в Ессентуках я поняла, что кроме юмора ниже пояса, который всегда у приличных людей ассоциировался с пошлостью, существует и балет ниже пояса. Артисты во многих танцах и композициях с удовольствием держались за «интересные места» на теле, копируя незабвенного Майкла Джексона и его «лунную походку». Удивило, что делали это (тянули места, где находятся обычно гульфики, кверху) даже артистки «балета». Нет, я вовсе не ханжа, но все хорошо в меру.

Отдельно о музыке. В шестом ряду она гремела так, что перепонки, казалось, вот-вот лопнут. Мне трудно представить, как вынесли эти сверхдецибелы люди, которые, заплатив немалые деньги, сидели в первом ряду возле мощных колонок. Набор иногда узнаваемых, но чаще – нет (и здесь зрителям пригодились бы программки) музыкальных композиций, казалось, повторялся. Неизменным оставался бешеный ритм и грохот ночной дискотеки. Вальс Иоганна Штрауса, затесавшийся по воле клоуна, талантливо проводившего музыкотерапию с залом, звучал здесь тихим морским прибоем при свете Луны. (Вспомнилось, как рабочий из российской глубинки, возводивший соседу баню, на мой вопрос, какую музыку крутят на их местной дискотеке, махнув рукой, сказал: «Да какая разница – главное, чтобы как можно громче и быстрее».)

В хвалебных рецензиях о «Тодесе» обязательно пишут о необыкновенной энергетике «балета». Пожалуй, соглашусь. Ощущалось, как энергетика ожесточенности, агрессии и жесткости каждого движения и взгляда артиста буквально струилась в зал. Притом, что здесь, на Кавказе, и так хватает агрессивного негатива.

Ошеломленной таким «балетом» (зритель из Одессы уверяет – «уровня районного дома культуры»), мне невозможно было даже подумать, что это и есть тот самый знаменитый «Тодес». Ведь трудно поверить, что это, говоря по-сербски, позориште, то есть представление сделано и выпущено в люди под руководством прославленного мастера-хореографа Аллы Духовой, чье имя (наряду с именами выступавших) было триумфально проартикулированно в конце выступления. Первое, что пришло в голову: подмена настоящей балетной группы? Ведь известно немало случаев, когда «чес» по стране устраивали двойники не только артистов, но и целых коллективов. Может, подумала я, и «Тодес» постигла такая же судьба? И, может, уважаемая Алла Духова вообще ни сном, ни духом?

Поиски ответа на этот вопрос в Интернете подтвердили только вторую догадку: видимо, и на самом деле существует несколько групп, и, видимо, создает их само руководство «балета». Ведь время от времени в восхищенных статьях возникают фразы «основной состав балета», который «насчитывает 150 человек». А если есть основной состав, то, по логике, существует и не основной? То есть второстепенный, который и «окучивает» города и веси необъятной России? Ведь такой малопрофессиональный, сырой «балет», плясавший и кувыркавшийся на подмостках в Ессентуках, невозможно представить на мировых сценах с искушенными и взыскательными зрителями. «Балет» для внутреннего употребления и «балет» на экспорт? Тут же вспоминаются десятки гастролировавших по необъятной родине в 1990-х годах клонов коллектива «Ласковый май».

Перед тем, как писать эту статью, я отправила уважаемой Алле Духовой письмо с этими вопросами на электронный адрес, указанный на официальном сайте «Тодеса». Однако ответа на них пока так и не получила. Впрочем, одно знаю точно: если это - балет, то я – Майя Плисецкая.

Алла Ярошинская