Posted 18 декабря 2012,, 15:30

Published 18 декабря 2012,, 15:30

Modified 30 января, 13:07

Updated 30 января, 13:07

Год из жизни страны-катастрофы

18 декабря 2012, 15:30
Техногенные аварии повторяются в России оттого, что не принимается мер для их предотвращения. Судя по количеству катастроф в уходящем году, нам действительно незачем бояться «конца света» – он уже давно наступил.

В уходящем 2012 году Россия подтвердила свое неофициальное название «страны-катастрофы». Техногенные аварии на земле, воде и в воздухе повторяются оттого, что ответственные за безопасность чиновники не принимают действенных мер для предотвращения ЧП.

18 декабря исполнился год со дня гибели 53 моряков и бурильщиков на платформе «Кольская» в Охотском море.

«В последнее время мы слишком часто узнаем о гибели членов экипажей и судов, контролируемых российскими судовладельцами. Причинами происшествий, как правило, становятся пренебрежение элементарными правилами, связанными с безопасностью людей и судов, низкая квалификация управленческого персонала, стремление собственников сэкономить на всем, вплоть до здоровья и жизни простых моряков», – говорилось в заявлении Российского профсоюза моряков, Федерации профсоюзов работников морского транспорта и Конфедерации труда России.

В этом же заявлении указывался и путь к снижению аварийности на транспортных объектах. К реальному контролю над ситуацией на транспорте должны быть допущены институты гражданского общества – прежде всего, профессиональные ассоциации и союзы. А пока работники «своим здоровьем и своими жизнями оплачивают жадность и некомпетентность недобросовестных работодателей», сообщали члены независимых профсоюзов.

Спустя год российский транспортный "воз" и ныне там.

«Виновники гибели 53 человек отделались увольнениями и «строгими выговорами». При этом многие родственники погибших так и не получили компенсаций: владелец платформы, компания «Арктикморнефтегазразведка» заявляет, что ничего не должна родителям погибших, поскольку они уже «получают пенсию, покрывающую стоимость минимальной потребительской корзины», – напомнили в "Гринпис России".

По мнению экологов, после страшной трагедии государство должно было усилить контроль за деятельностью на шельфе. Но вот совсем недавний случай: в ноябре этого года сразу четыре судна застряли во льдах Обской губы. Судовладелец решил идти в Архангельск, просто проигнорировав запрет Росморречфлота. Теперь компания говорит о том, что нужно нанять боевые самолеты и пробомбить канал для спасения теплоходов.

Тихоокеанская акватория за прошедший год стала свидетелем еще нескольких морских катастроф, среди которых самой страшной стала гибель теплохода «Амурская» в Охотском море 28 октября. На затонувшем судне нашли тело одного моряка, судьба еще восьмерых осталась неизвестной. Комиссия Ространснадзора пришла к выводу, что грузоотправитель (ООО «Охотская горно-геологическая компания») не обеспечил безопасную погрузку и безопасность мореплавания. Компания-судовладелец (ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт») со своей стороны не обеспечила экипажу безопасные условия труда. Гендиректор этой компании Александр Шильцин находится под арестом. По версии следствия, именно Шильцин разрешил судну выйти в море в сильный шторм.

Кроме того, комиссия постановила, что капитан «Амурской», о судьбе которого ничего неизвестно, нарушил требования безопасности плавания. Наиболее вероятной причиной затопления стала потеря остойчивости судна, которая могла произойти из-за разжижения груза – золотоносной руды – в ходе ее перетекания к одному из бортов трюма. Еще одним фактором могло быть поступление воды в отсеки теплохода из-за повреждений, полученных при погрузке на необорудованном побережье. На уменьшение остойчивости также могло повлиять и наличие дополнительного палубного груза (контейнеры и бочки).

7 февраля в японском порту Ниигата столкнулись российский сухогруз «Таня Карпинская» и сингапурский контейнеровоз, в результате столкновения российский сухогруз затонул. Весь экипаж 18 человек спасен.

В ночь на 16 февраля танкер «Каракумнефть» в штормовую погоду плотно сел на мель на выходе из бухты Китовая на острове Итуруп, имея на борту около 900 тонн нефтепродуктов. Судно получило шесть пробоин по левому борту, вытекло около 300 тонн нефтепродуктов.

Рыболовецкий траулер «Капитан Болсуновский» затонул утром 26 мая в Беринговом море. Судно получило пробоину, столкнувшись с дрейфующим льдом. Экипаж 91 человек поднят на борт находившегося поблизости другого судна.

Один человек погиб при катастрофе рефрижератора «Вест», который затонул 23 сентября в Охотском море. По сообщениям МЧС, рефрижератор опрокинулся, поскольку был перегружен.

К трагедиям из-за несогласованности действий судовладельцев и экстренных служб могла привести ситуация и на другом конце страны – в Азовском море. В феврале десятки судов попали в ледовый плен. А 5 февраля на одном из них, сухогрузе «Капитан Иван Викулов», произошли взрыв и пожар. Члены экипажа были сняты с судна с помощью вертолета и срочно направленного к месту ледокола.

«Судовладельцы направили в Азовское море неподготовленные для плавания в суровых зимних условиях суда из-за высоких фрахтовых ставок», – прокомментировали ситуацию в Росморречфлоте. Известный морской эксперт Михаил Войтенко, в свою очередь, возложил долю вины на чиновников. «Еще в конце января можно было правильно оценить складывающуюся нелегкую обстановку и вероятность практически полного замерзания Азовского моря, и запретить судам вход в Азовское море. И не было бы ЧП. Но для этого требовались как профессионалы на местах, в том же Штабе ледовых проводок, так и готовность взять на себя ответственность за последствия такого запрета», – прокомментировал эксперт.

Гораздо больше, чем на морях, погибло людей в авиационных происшествиях в этом году. В 2011 году Aviation Safety Network Database констатировала, что Россия стала мировым лидером по числу смертоносных авиационных катастроф, обогнав по этому показателю африканскую страну Конго. За 2012 год в нашей стране, по открытым данным, произошло не менее 23 аварий самолетов и вертолетов, в которых гибли люди. Жертвами стали более 80 человек.

В этот список не вошел случай на аэродроме "Серов" в Свердловской области: накануне 12 июня подвыпившая компания во главе с начальником городской ГИБДД улетела «покататься» на Ан-2 и не вернулась. Ни самолет, ни полтора десятка его пассажиров до сих пор не найдены.

Часто жертвами авиакатастроф становились пилоты и пассажиры малой авиации. Случаи гибели людей на крупных авиалиниях получали широкий резонанс в СМИ. Самая крупная катастрофа – падение 2 апреля под Тюменью самолета ATR 72. В ней выжили только 12 человек из 43. Не менее резонансным стало падение 12 сентября самолета Ан-28 у поселка Палана на Камчатке. Тогда погибли десять человек, и четверо получили травмы.

Еще один случай падения российского самолета произошел за рубежом: 9 мая в Индонезии упал Sukhoi Superjet 100. Среди 45 погибших – четверо граждан России. Следствие считает причиной трагедии ошибку пилотов.

Автомобильные катастрофы в России по количеству погибших «дают фору» и самолетным, и морским авариям. Однако автоаварии не столь подробно освещаются в СМИ: люди гибнут часто, но не массово. Самое большое количество жертв было 16 сентября в Ставропольском крае, на дороге Кочубей – Зеленокумск – Минеральные Воды. Пассажирская «Газель» столкнулась с грузовым автомобилем, и в результате погибли десять человек.

Общее же число погибших россиян и гостей страны в автоавариях за прошедшие 11 месяцев достигло 25,6 тысяч человек (рост с аналогичным периодом 2011 года на 2,8%). В 187 тыс. ДТП получили ранения более 237 тыс. человек.

Россия по-прежнему занимает первое место среди стран Европы и Северной Америки по количеству ДТП со смертельным исходом в соотношении с численностью населения. Правда, если считать не в численности населения, а в количестве имеющихся автомобилей на это население, то Россию в «культуре смертельного лихачества на разбитых дорогах» обгоняют несколько восточноевропейских стран, в том числе Украина, Молдавия и Белоруссия. Однако вряд ли в этом случае уместно утешаться тем, что у соседей дела еще хуже. Особенно, если учесть, что в Западной Европе за последнее 20 лет число погибших на дорогах уменьшилось в два раза.

В уходящем году в нашей стране расхожим стало выражение, что россиянам незачем бояться «конца света» – для наших сограждан этот конец уже давно наступил и продолжается.

Дмитрий Ремизов