Posted 3 января 2013,, 06:00

Published 3 января 2013,, 06:00

Modified 31 марта, 21:43

Updated 31 марта, 21:43

Год полиции

3 января 2013, 06:00
Ушедший год запомнился громкими разоблачениями системного произвола силовых структур. Россияне, боявшиеся милиции, поняли, что полиция страшна ничуть не меньше, а пенитенциарная система осталась такой же пугающей, какой была всегда.

Уже в октябре советник министра внутренних дел Владимир Овчинский сообщил, что МВД РФ создаст единую базу преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. Но в эту базу, понятное дело, войдут сведения только о раскрытых преступлениях, обществу опять станет видна только верхушка айсберга. Впрочем, и эта часть достигает нескольких тысяч случаев в год. Одних только коррупционных преступлений, выявленных органами собственной безопасности, в МВД в 2012 году произошло свыше 1,5 тысяч.

В этом году стало очевидно и то, что жертвами полицейского насилия могут стать не только задержанные и подозреваемые, но и потерпевшие, пришедшие к правоохранителям за помощью. Например, в октябре было возбуждено дело против трех участковых в городе Батайск Ростовской области. Горожанин позвонил в полицию и пожаловался, что у него украли мобильный телефон. Приехавшие на Рабочую улицу нетрезвые «стражи порядка» сказали заявителю, что им «надоело» разбирать происшествия, происходящие по данному адресу. Полицейские избили потерпевшего.

Пожалела, что вызвала полицейских и жительница города Ясного Оренбургской области. Разнимая драку в квартире, полицейские избили 20-летнюю девушку руками и ногами. Потом привезли ее в отделение и продолжили экзекуцию.

Избиением женщин прославилась и татарстанская полиция. 23 апреля участковый МО МВД «Высокогорский» Ильдар Фазырахманов попытался усадить в машину 16-летнюю потерпевшую, сказав девушке, что намерен отвезти ее для проведения судмедэкспертизы. Когда она отказалась ехать без матери, полицейский пытался затащить ее, выкручивая руку. Прибежавшую на шум мать девушки участковый ударил металлической тростью. За этот инцидент полицейский получил условный срок лишения свободы.

Откуда у полицейских берется агрессия к заявителям? Вероятно, все объясняют слова батайского участкового, который сказал, что ему «надоело» расследовать преступления, и у него есть более важные дела. В связи с этим вспоминается нашумевшее интервью воронежского полицейского Романа Хабарова. Участковый рассказал журналистам, что в полицию теперь идут, чтобы «заработать». «Скажите, где здесь у вас чего можно нахлобучить?», – процитировал Хабаров слова молодого выпускника школы милиции.

По данным Генпрокуратуры РФ, за 2011-2012 годы было выявлено около 140 тыс. нарушений в сфере применения административного законодательства в МВД: сотрудники полиции фальсифицировали протоколы, выписывали штрафы на умерших людей и нарушали права задержанных. В 2012 году дисциплинарные взыскания наложены более чем на 5,5 тыс. сотрудников полиции, нарушивших правила приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях.

Нездоровая обстановка к сегодняшнему дню сложилась и в другом силовом ведомстве – Федеральной службе исполнения наказаний РФ.

Акция протеста заключенных в исправительной колонии №6 в городе Копейске Челябинской области, нападение ОМОНа на съехавшихся родственников, взбудоражили российское общество. «На первый план причин избиений заключенных вышло их сопротивление системе вымогательства денег с них самих и, особенно, с их родственников», – констатировал челябинский правозащитник Николай Щур.

В закрытой системе ФСИН осужденным труднее рассказать обществу о случаях преступлений, совершенных сотрудниками ведомства. Часто общество узнает о таких случаях лишь в результате протестных выступлений осужденных.

Если в Копейске осужденные свое организованное выступление назвали «акцией протеста», то в других случаях протест принимал спонтанные формы голодовок и членовредительства. Такие инциденты произошли в 2012 году в ИК-3 города Льгова Курской области, в колонии №12 в Омской области, в колонии №22 в Кемерово, в колонии особого режима №4 в Салавате в Башкирии, в колонии №1 в Якутске, в ИК-15 города Ангарска Иркутской области.

Согласно официальным сообщениям ФСИН, в большинстве случаев осужденные выступали против строгих порядков содержания. Факты произвола сотрудников колоний ведомство предпочитало оставлять «за скобками» пресс-релизов.

Возможно, общественное негодование заставит власти когда-нибудь пойти на реформу и пенитенциарной системы. ФСИН переименуют как-нибудь по-иному, сотрудники пройдут переаттестацию, а генералы ведомства перейдут с одной должности на другую.

…Это был еще один год силового произвола в истории новейшей России.


Дмитрий Ремизов