Posted 25 марта 2013,, 18:17

Published 25 марта 2013,, 18:17

Modified 30 января, 14:34

Updated 30 января, 14:34

Женщина-губернатор как тренд

25 марта 2013, 18:17
Светлана Орлова назначена врио губернатора Владимирской области. Это назначение лежит в русле региональной политики Кремля последних лет, которая, в том числе, предполагает постепенный рост количества женщин-губернаторов.

Светлана Орлова назначена врио губернатора Владимирской области. На первый взгляд, это решение Владимира Путина выглядит достаточно неожиданно. Ведь еще недавно ходили слухи, что руководство областью оставят за коммунистами, чей ставленник Николай Виноградов ранее руководил этим регионом. Однако в реальности это назначение лежит в русле региональной политики Кремля последних лет, которая, в том числе, предполагает постепенный рост количества женщин-губернаторов.

Вице-спикер Совета Федерации Светлана Орлова не только назначена врио губернатора Владимирской области, но уже и заявила о своем намерении баллотироваться на пост главы региона на предстоящих выборах. Ее шансы на победу, как у любого руководителя, пользующегося поддержкой Кремля, выглядят предпочтительными. Следовательно, КПРФ может потерять единственный губернаторский пост, который по факту оставался в последние годы за коммунистами, несмотря даже на то, что формально Николай Виноградов в Компартии последние годы не состоял.

Правда, это вовсе не значит, что КПРФ выталкивают из региональной политики. Вполне возможно, что коммунисты получат губернаторское кресло в какой-нибудь иной области бывшего «красного пояса». Для этого неплохо подходит Курск. Хотя «красной» считалась и Орловская область. В обоих регионах смена руководства ожидается в обозримом будущем.

О том, что коммунистов вряд ли «обделят», свидетельствует уже тот факт, что недавно врио губернатора в Забайкальский край отправили «эсера» Константина Ильковского. Кремль, очевидно, стремится выполнить свое обещание предоставлять оппозиции, по крайней мере, парламентской, возможность проявить себя. Тем более что запрос на компромиссную политику сохраняется, как со стороны самой оппозиции, так и со стороны региональных элит, подуставших от слишком жесткой и оттого все менее эффективной властной вертикали.

Именно в этом контексте, пожалуй, и стоит рассматривать назначение Светланы Орловой во Владимирскую область. Наравне с «призванием» оппозиционеров в губернаторы, назначение женщин – это еще один эксперимент. Причем, в отличие от оппозиционеров, женщины обычно себя проявляют как весьма успешные управленцы, способные к компромиссам, но, в случае необходимости, и к принятию жестких мер.

Как отмечают ряд экспертов, об оппозиционерах можно судить, скажем, по той же Владимирской области. По их мнению, правление Николая Виноградова, особенно в последние годы, трудно признать эффективным. Серьезные проблемы в области ЖКХ, постоянные внутриэлитные конфликты, рост протестных настроений в регионе. Так что назначение главой региона оппозиционера – явно еще не панацея от неэффективности.

Иное дело - назначение губернаторами женщин. Тут, разумеется, вопрос не политический, а скорее психологический. Речь идет о несколько ином подходе, связанном не с персональным или политическим, а с гендерным фактором. Защитники прав «слабого пола» могут поспешить обидеться на этот вывод, но ведь результаты свидетельствуют как раз в пользу женщин. Например, Наталья Комарова, которая в 2010 году была назначена руководить Ханты-Мансийским автономным округом. Она, как известно, пришла на смену такому сильному руководителю как Александр Филипенко, который умел эффективно добиваться необходимых ему решений даже на федеральном уровне, а уж регион держал, как говорится, в кулаке. В связи с этим все ожидали, что Комарова банально не справится с Югрой, с ее приходом начнется «война всех против всех».

Однако с момента ее назначения прошло три года. За это время женщине-политику удалось вполне сохранить баланс сил и интересов в нефтегазоносном регионе. Ни о каких элитных войнах сегодня из Ханты-Мансийского АО на федеральный уровень слухи не просачиваются. Напротив, постепенно и аккуратно Комаровой удалось без скандалов добиться частичной ротации элит.

Это видно, в частности, по последней реорганизации правительства региона. Помимо того, что в команде губернатора появилось сразу несколько новых персон, она также решилась на включение в ее состав представителя «Справедливой России». Это очевидное действие в рамках формируемого Кремлем запроса на «многопартийность» элиты. Причем нельзя не отметить, что под управление нового зама – экс-депутата окружной думы от «Справедливой России» Андрея Филатова попадает идеологический блок. А в его окружении, кстати, есть люди, успешно занимавшиеся информационным сопровождением предшественника Комаровой – Александра Филипенко.

Причина такого решения, похоже, в том, что женщин-губернаторов вообще отличает нежелание «мериться» авторитетом со своими предшественниками и готовность привлекать людей из их команды либо их самих, на что редко идут руководители-мужчины. Скажем, Марина Ковтун, уже почти год руководящая Мурманской областью, сформировала при губернаторе экспертный совет, в который вошли не только ученые и эксперты, но и, скажем, экс-руководитель региона Юрий Евдокимов.

И это притом что советоваться с предшественниками у Ковтун, по большому счету, особой нужды нет. Пока ей удается то, чего не удалось ни одному из ее предшественников. Речь, например, о нахождении баланса между всеми финансово-промышленными группами (ФПГ), действующими в Мурманской области. Трудно сказать, особенности ли это женского характера вообще или, в частности, нынешнего руководителя региона, однако губернатору удалось найти баланс интересов для «Фосагро», «Норникеля» и других ФПГ, так активно боровшихся ранее за влияние в регионе, что это иногда приводило даже к отставкам некоторых прежних местных руководителей.

В то же время мурманский губернатор не стесняется признавать своих ошибок, что в России, вне зависимости от гендерной принадлежности, начальники рискуют делать крайней редко. Достаточно вспомнить, какой резонанс имело то, что в Прощеное воскресенье Марина Ковтун – единственная из высокопоставленных чиновников – попросила прощения у жителей региона за сохраняющиеся еще в сфере ЖКХ проблемы. И это притом что проблемы эти достались в наследство вместе с регионом, и значительную их часть ей даже удалось уже решить. Причем не просто найти технические решения, но и начать реальную борьбу с коррупцией в этой сфере, чего от женщины-губернатора мало кто ожидал. Самая громкая история, разумеется, это уголовное дело одного из бывших руководителей ОАО «Колэнергосбыт», советника бывшего губернатора Мурманской области Геннадия Шубина. В рамках одного только этого расследования, которому ход был дан именно при Ковтун, было возбуждено десять уголовных дел, общая сумма ущерба по которым превышает несколько миллиардов рублей.

Так что примеры Мурманской области и Ханты-Мансийского АО недвусмысленно свидетельствуют: Владимирской области, скорее всего, повезло. Стратегия по назначению женщин региональными руководителями постепенно себя оправдывает. И, судя по направлению Светланы Орловой во Владимир, федеральный центр это понимает. Так что стоит присмотреться и к следующим в очереди на смену губернаторов регионам. Весьма возможно, что скоро и еще одному областному центру придется смириться с направлением из Кремля женщины-руководителя.