Posted 4 июня 2013,, 11:12

Published 4 июня 2013,, 11:12

Modified 30 января, 15:42

Updated 30 января, 15:42

Константина Малофеева сняли с выборов, использовав «грязные технологии» 2000-х

4 июня 2013, 11:12

МОСКВА, 4 июня. Стали известны подробности скандала со снятием в ноябре 2012 года с дополнительных выборов в депутаты Совета депутатов Знаменского сельского поселения Угранского района Смоленской области бизнесмена Константина Малофеева: основателя Marshall Group и крупнейшего миноритарного акционера "Ростелекома" лишили возможности стать депутатом из-за показаний самозванца.

Как отмечает «Российская газета», Малофеева, пользующего на Смоленщине популярностью благодаря своей благотворительной программе "Область добра, губернатор Алексей Островский представил избирателям как кандидата в депутаты и возможного сенатора от региона. Малофеев стал безоговорочным победителем выборов - его кандидатуру поддержали 74,85% избирателей.

Однако депутатом он стать не смог - накануне дня голосования Вяземский районный суд Смоленской области снял его с выборов за подкуп избирателей, "доказательством" послужили расписки, подтверждающие получение избирателями от представителей кандидата Малофеева 500 руб. в обмен за обязательство голосовать за него на выборах. Имя бизнесмена осталось в избирательных бюллетенях, поскольку на день голосования решение не вступило в силу. Позже адвокаты Малофеева опротестовали данное решение в суде высшей инстанции. Однако Смоленский областной суд просто отменил результаты выборов, заодно лишив мандатов трех представителей "Единой России".

В итоге Алексей Островский выдвинул своим представителем в Совет Федерации председателя Смоленской областной Думы Анатолия Мишнева, и заявил о намерении обратиться в суд с иском к СМИ, которые позволили себе "гнусное предположение о выдвижении представителя исполнительной власти области в Совет Федерации за деньги".

Недавно ситуация проучила неожиданное продолжение. Как сообщил адвокат Малофеева Александр Железников, через полгода после выборов выяснилось, что Рустам Нариманов, заявивший о скупке Малофеевым голосов, "оказался самозванцем, действовавшим по утерянному паспорту". "От имени главного свидетеля "обвинения", представившего эти расписки, действовал неизвестный человек. То есть, принимая решение, Вяземский районный суд опирался на результаты прокурорской проверки, которая не установила личность Нариманова, не проверила правдивость его показаний", - пишут "Ведомости". А "настоящий" Нариманов, сообщил адвокат Малофеева, рассказал, что никуда ни о каких нарушениях не сообщал и вообще не знает, кто "разоблачил" бизнесмена от его имени.

Издание отмечает, что, по словам адвоката, Константин Малофеев решил добиваться восстановления своих прав. Он намерен поднять вопрос о привлечении к ответственности сотрудников прокуратуры Угранского района, а также требовать отмены решения суда о снятии его с регистрации и отмены результатов выборов. Кроме того, бизнесмен намерен добиваться возбуждения уголовного дела в отношении руководителя аппарата фракции КПРФ в Госдуме, направившей заявление Нариманова в прокуратуру.

Как пишет «Новый регион», эксперты, отмечают, что подобные технологии с манипулированием деньгами, идущими кандидатам или от кандидатов, были изобретены еще в 1990-е, а стали активно применяться в начале нулевых. Так, адвокат Вадим Прохоров вспоминает, что одного из кандидатов в Нижнем Новгороде сняли с выборов из-за 200 руб., которые некая пенсионерка перечислила ему для внесения залога, а потом отозвала, сказав, что ее обманули, – в итоге залог сочли недостаточным.

Была практика, что залог вносили 15 физических лиц, иногда их подбирали в спешке, затем конкуренты обрабатывали кого-то из залогодателей и тот признавал, что внес не свои деньги, т. е. это не было добровольным пожертвованием, и на этом основании снимали кандидатов, отметил политолог Михаил Тульский.

Наблюдатели отмечают, что подобные случаи приводят к тому, что органы правопорядка зачастую выступают на стороне именно нарушителей, хотя призваны защищать интересы кандидатов, ведущих честную борьбу, что дает повод либеральной оппозиции ставить вопрос о нелегитимных выборах.