Posted 3 июля 2013,, 15:30

Published 3 июля 2013,, 15:30

Modified 31 марта, 18:23

Updated 31 марта, 18:23

Ярославский заложник

3 июля 2013, 15:30
Дело против мэра Ярославля Евгения Урлашова взрывает уже подернувшуюся болотной ряской политическую ситуацию в России. О сочувствии к избранному мэру заявляют не только его однопартийцы и приверженцы «белоленточной» оппозиции, но и представители парламентских партий.

Уголовное дело против мэра Ярославля Евгения Урлашова взрывает, казалось бы, уже подернувшуюся болотной ряской политическую ситуацию в России.

Нельзя исключить, что «дело Урлашова» могло быть инспирировано теми силами, которые хотели бы "сбить на взлете" и «Гражданскую платформу», и Прохорова. Если в Ярославле мэр пользуется симпатией избравших его горожан, то в других регионах Урлашов неизвестен, а его громкий арест не пойдет на пользу партии Прохорова.

О сочувствии к ярославскому мэру заявляют не только его однопартийцы и даже не только приверженцы «белоленточной» оппозиции, но и представители парламентских партий - КПРФ и «Справедливая Россия». Незадолго до задержания Урлашова в Ярославле прошел митинг объединенной оппозиции «Против жуликов и воров», на котором совместно выступали представители «Гражданской платформы», КПРФ и «СР». Монополия власти «Единой России» вынуждает к объединению и совместным действиям людей, которые по всем своим видовым признакам вроде бы должны не переносить друг друга на дух.

Нельзя, конечно, сказать, что все политактивисты удовлетворены таким единым фронтом «против жуликов и воров». Так, депутат Ярославской облдумы от КПРФ Станислав Смирнов, недовольный новым «блоком с олигархом Прохоровым», недавно демонстративно покинул партию и перешел в «Коммунисты России». Но это, скорее, пример ухода в «маргинальные» политические сферы. Задержание Урлашова полицейскими только поднимет его авторитет в глазах ярославских избирателей и будет способствовать консолидации всех «несогласных». «За Урлашова» или «за жуликов и воров» – так теперь, вероятно, зазвучит самый актуальный политический вопрос Ярославля. И теперь мало кого будет интересовать – вымогал взятку Урлашов на самом деле или нет.

Председатель фракции КПРФ Ярославской областной думы Михаил Парамонов сравнил преследование Урлашова с уголовным делом, которое ранее расследовалось в отношении мэра Рыбинска. «Это у нас уже стало популярной мерой – убирать неугодных людей. Пример был в городе Рыбинске. Главу этого города Евгения Сдвижкова пытались подвести под обвинение во взятке, а потом он был признан невиновным», – констатировал Михаил Парамонов в комментарии корреспонденту «Росбалта».

«Рыбинский прецедент» действительно не случайно оказался на слуху у ярославских политиков. Несколько лет тому назад мэр Рыбинска Евгений Сдвижков тоже был арестован по подозрению в получении взятки, однако дело развалилось в Верховном суде: оно было прекращено в связи с отсутствием события преступления. Новое расследование выявило, что деньги мэру были подброшены, а аудиозапись, якобы доказывающая виновность Сдвижкова, сфальсифицирована.

В связи с этим припоминают давнюю аналитическую статью в блоге политолога Михаила Тульского, в которой тот привел данные о том, что за несколько последних лет уголовным преследованиям подверглись больше 50 мэров городов, не состоявших в «Единой России» или порвавших с партией власти. «Из тех, кто избрался мэром против воли "ЕР", посажено и отстранено 90%», – написал Михаил Тульский.

По схожему с "делом Урлашова" сценарию развивались события с сейчас уже бывшим губернатором Тульской области Вячеславом Дудкой. 7 ноября 2010 года директор департамента имущественных и земельных отношений Тульской области Виктор Волков получил 40 млн рублей от руководителей корпорации "ГРИНН", владеющей сетью гипермаркетов. За эти деньги чиновник обещал бизнесменам заключить на выгодных условиях договор бессрочной аренды земельного участка по Калужскому шоссе, где корпорация планирует открыть гипермаркет.

Однако задерживать Волкова не стали, в расчете, что он передаст деньги кому-то из руководителей обладминистрации. Почти два месяца коробка с 40 млн рублей находилась в служебном кабинете чиновника, который был под пристальным наблюдением контрразведчиков. Волков в течение этого времени неоднократно встречался с губернатором Дудкой, как в Тульской области, так и в Москве. Однако деньги ему не отдавал. В результате задержали одного Волкова, который на допросах заявил, что деньги предназначались Дудке. Фактически на этих показаниях и выстраивается обвинение в отношении губернатора. К ним были приложены аудиозаписи, которые, по версии следствия, подтверждают вину Дудки. На них Волков часто спрашивал у Дудки, когда тот сможет принять некие "материалы по научной работе". Губернатор отвечал, что еще не время, поскольку он не успел "обсудить вопрос с профессорами". Контрразведчики решили, что так чиновники завуалированно говорят о передаче взятке. Сам Дудка и его адвокаты заявляют о полной несостоятельности подобных заявлений и выдвигают свою версию событий. Согласно ей, Волков выразил желание заняться преподавательской работой в Тульском госуниверситете, но для этого у него не было научной степени по гражданской специализации. Губернатор был хорошо знаком с руководством университета, поэтому решил помочь Волкову. Чиновник спешно начал писать труды, о которых, по словам Дудки, и шла речь в беседах между губернатором и его подчиненным.

Показания Волков, по версии адвокатов, дал, чтобы самому смягчить свою вину и показать, что деньги он брал не себе, а для своего руководителя. Несмотря на это, сейчас над Вячеславом Дудкой идет суд.


Денис Леонов