Posted 5 ноября 2013,, 08:36

Published 5 ноября 2013,, 08:36

Modified 31 марта, 16:31

Updated 31 марта, 16:31

Завершено расследование дела о крушении буровой установки "Кольская"

5 ноября 2013, 08:36
Следственный комитет завершил расследование уголовного дела о гибели 53 человек при крушении плавучей буровой установки «Кольская» в Охотском море. Обвинения предъявлены и.о. главного инженера ОАО «Арктикморнефтегазразведка» Леониду Бордзиловскому, а также и.о. заместителя генерального директора по безопасности мореплавания Борису Лихвану.

МОСКВА, 5 ноября. Следственный комитет завершил расследование уголовного дела о гибели 53 человек при крушении самоподъемной плавучей буровой установки «Кольская» в Охотском море.

Обвинения в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта предъявлены исполняющему обязанности главного инженера ОАО «Арктикморнефтегазразведка» Леониду Бордзиловскому, а также исполняющему обязанности заместителя генерального директора по безопасности мореплавания Борису Лихвану.

Как сообщил "Росбалту" официальный представитель СКР Владимир Маркин, следователи восстановили картину крушения. Буксировка СПБУ «Кольская» по маршруту - западный участок шельфа полуострова Камчатка в направлении острова Сахалин началась 11 декабря 2011 года. И.о. главного инженера Бордзиловский, проигнорировав неоднократные требования своего подчиненного - начальника СПБУ о необходимости вывоза с «Кольской» незадействованных в буксировке 28 человек, устным распоряжением запретил организовать вывоз персонала, в результате чего буксировка началась с 67 членами экипажа на борту.

В течение пяти суток буксировка проходила в штатном режиме при благоприятных погодных условиях. В ночь на 16 декабря по курсу следования буксирного каравана наблюдалось резкое ухудшение погодных условий. Ответственный за буксировку СПБУ «Кольская» Терсин, желая обогнать надвигающийся циклон, самовольно принял решение об увеличении скорости движения до 4,8 узлов, о чем по электронной почте доложил Лихвану и Бордзиловскому. Однако те никаких мер по пресечению установленных ограничений скорости не приняли, указаний о снижении скорости буксировки до разрешенных пределов не дали.

В течение следующего дня в результате превышения максимально допустимой скорости буксировки были получены деформации наружной обшивки корпуса СПБУ, образовались трещины. На СПБУ стала поступать вода и к концу дня образовался крен носовой части. При этом прогноз погоды на ближайшие сутки был неблагоприятным.

По спутниковой связи Бордзиловский и Лихван неоднократно извещались о необходимости спуска опорных колонн на СПБУ и перехода в режим дрейфования. Однако, рассчитывая на благоприятный исход событий, те игнорировали поступающую тревожную информацию и никаких мер по спуску на СПБУ опорных колонн своевременно не предприняли.

С 17 по 18 декабря 2011 года под воздействием шквалистого ветра, достигавшего 25 м/с, и волн высотой до 4-5 м на СПБУ сорвало обтекатель носовой опоры. В результате повреждения обшивки корпуса были затоплены балластные цистерны и образовался крен платформы. Герметичность водонепроницаемых закрытий на верхней палубе была нарушена. Поступление воды в машинное отделение в количестве, превышающем производительность осушительных насосов, привело к дальнейшему увеличению осадки и дифферента и последующему прогрессирующему затоплению неповрежденных отсеков буровой установки.

Практически спустя сутки Бордзиловский и Лихван дали запоздалое указание опустить опорные колонны для улучшения остойчивости «Кольской». Вместе с тем принятое решение было несвоевременным, так как из-за крена опорные колонны не вышли из-за оцепления и опустить их не удалось. Хотя Бордзиловский и Лихван знали, что в районе бедствия отсутствуют суда, способные оперативно и срочно оказать помощь членам экипажа, мер к организации спасательной операции они не приняли, констатировали в СКР. Более того, устным распоряжением Бордзиловский запретил ответственному за буксировку подавать сигнал SOS до его особого распоряжения.

Вопреки запрету, в 09:45 18 декабря из-за критичности ситуации капитан подал сигнал SOS, но было уже поздно. В 12:46 СПБУ «Кольская» опрокинулась и затонула в Охотском море на глубине более 1 тыс. метров. Погибли 53 члена экипажа СПБУ, пострадали три человека.

"Таким образом авария и ее последствия обусловлены не одним нарушением правил и требований безопасности движения и эксплуатации судна, жизни и здоровья граждан, ненадлежащим исполнением Бордзиловским и Лихваном своих обязанностей, а совокупностью нарушений, каждое из которых во взаимодействии с другими создавало реальную возможность наступления вредных последствий и являлось необходимым условием их наступления", - констатировал Владимир Маркин.

Обвиняемые уведомлены об окончании предварительного следствия, проводится процесс уведомления потерпевших. В ближайшее время материалы уголовного дела будут представлены участникам уголовного судопроизводства для ознакомления.