Posted 26 февраля 2014,, 07:00

Published 26 февраля 2014,, 07:00

Modified 31 марта, 14:51

Updated 31 марта, 14:51

Железное бездорожье

26 февраля 2014, 07:00
На железных дорогах России за последний месяц произошло более десятка аварий. В то же время ОАО «РЖД» сотнями сокращает количество электричек. Это показывает явную неэффективность системы менеджмента железных дорог.

На железных дорогах России за последний месяц произошло более десятка аварий и нештатных ситуаций. В то же время ОАО «РЖД» сотнями сокращает количество пригородных электричек, заявляя о задолженности российских регионов пригородным пассажирским компаниям в размере около 30 млрд рублей. Все это демонстрирует явную неэффективность работы системы менеджмента железных дорог, оторванную от реальных потребностей населения страны.

30 января на станции Ростов-Главный произошел сход двух пассажирских вагонов с рельсов. По данным Южной транспортной прокуратуры, железнодорожники не провели своевременную очистку железнодорожного полотна от снега.

1 февраля в Кировской области на 988-м км Горьковской железной дороги сошли с рельсов шесть вагонов с углем.

5 февраля в Нововятском районе Кирова, на той же Горьковской железной дороге загорелись 12 сошедших с рельсов цистерн с газовым конденсатом. Пришлось эвакуировать сотни человек.

7 февраля четыре цистерны сошли с рельсов на станции Каменск-Уральский, одна из них – с газовым конденсатом – загорелась.

На перегоне Хребет – Уржумка Южно-Уральской железной дороги (Челябинская область) в ночь на 12 февраля сошли с рельсов 30 вагонов с углем. По предварительным данным Ространснадзора, причиной стало «неудовлетворительное текущее содержание железнодорожного пути».

В этот же день на железнодорожном перегоне поселок Горелый – Сковородино в Амурской области с путей сошли вагоны грузового состава, груженного углем. Причиной, по предварительным данным, стал излом боковой рамы, изготовленной в украинском Кременчуге.

12 февраля на территории «Рязанской нефтеперерабатывающей компании» загорелись цистерны с нефтепродуктами.

17 февраля там же сошли с рельсов две цистерны. «Безответственные действия сотрудников ОАО «РЖД» создают реальную угрозу производственному процессу на ЗАО «РНПК», – прокомментировал ситуацию представитель ОАО «НК «Роснефть».

19 февраля в Могочинском районе Забайкальского края сошли с рельсов пять вагонов грузового поезда. По предварительным данным ОАО «РЖД», причиной аварии стал излом боковой рамы тележки грузового вагона.

В этот же день в Сковординском районе Амурской области на перегоне Тахтамыгда – Мадалан сошла с рельсов колесная пара локомотива грузового состава.

В ночь на 20 февраля на перегоне Боец Кузнецово – Находка 20 сошли с рельсов 12 вагонов с углем. По предварительным данным, причиной схода стал излом боковой рамы тележки вагона, произведенной в Китае.

22 февраля на станции Октябрьск в Самарской области сошли с рельсов 16 порожних вагонов. Основная следственная версия – нарушения правил эксплуатации, допущенные работниками железной дороги.

Комментируя корреспонденту «Росбалта» происходящее на железных дорогах страны, председатель Межрегионального профсоюза железнодорожников Евгений Куликов разъяснил, что причинами аварий становятся два фактора: либо неисправная техника, либо человеческий фактор.

«В большей степени в последнее время эти аварии связаны с техникой и отсутствием должного контроля и обслуживания подвижного состава. Это вполне закономерно в период, когда в компании происходит оптимизация производственного процесса и изыскиваются различные способы экономии – как на фонде оплаты труда, так и на вложениях в ремонт, покупку, приобретение запасных частей. К сожалению, это сейчас сплошь и рядом – как отсутствие необходимого количества подвижного состава ремонтников для обслуживания, так и нехватка нормальных запчастей», – рассказал лидер профсоюза.

По мнению Евгения Куликова, аварийность будет закономерно возрастать в связи с оптимизацией, сокращением персонала, декларируемыми с целью повышения производительности труда. С не меньшим беспокойством лидер профсоюза ожидает планов по расширению сети скоростных железных дорог. Отсутствие качественных развязок автомобильного транспорта с железнодорожным, а кое-где – даже наличие неохраняемых переездов – могут привести к учащению аварийных ситуаций.

Весь этот ком проблем начал разрастаться как результат акционирования железных дорог, когда транспорт стал работать ради получения прибыли. Отмена сотен пригородных электричек стала самым наглядным последствием этого шага.

«Изначально наш профсоюз был против акционирования железнодорожного транспорта. Мы говорили, что нельзя ставить целью извлечение прибыли из такого вида транспорта, как пассажирские перевозки в нашей стране – потому что это социальный вид транспорта, который обязательно должен дотироваться. Наши граждане не способны полностью компенсировать стоимость билетов, все расходы железной дороги, связанные с перевозками. Это должно либо государство делать, либо местные органы власти», – считает Евгений Куликов.

Региональные власти сейчас кое-где пытаются изыскать средства на субсидирование пассажирских пригородных перевозок. В Ростовской области пообещали не снижать субсидирование из регионального бюджета, а в Бурятии и Амурской области билеты на электрички с 1 января подорожали вдвое. От большинства субъектов федерации гарантий о субсидиях в 2014 году ОАО «РЖД» не получило, что стало причиной отмены в январе 144 пригородных поездов в 26 регионах. Больше всего электричек отменено в Липецкой, Калининградской, Новгородской, Воронежской областях. Еще 139 электричек предполагается остановить в феврале – марте, и еще 20 электропоездов – в мае.

В стране с огромными расстояниями превращение железных дорог в «частную лавочку», которую не интересуют потребности и заботы населения, может грозить реальной дезинтеграцией страны.

Дмитрий Ремизов