Posted 7 марта 2014,, 15:02

Published 7 марта 2014,, 15:02

Modified 31 марта, 14:41

Updated 31 марта, 14:41

Транспортное "Чикаго"

7 марта 2014, 15:02
В регионах из-за несовершенства законов и произвола местных властей регулярно вспыхивают "транспортные войны". Перевозчики привлекают наемников, которые бьют стекла в автобусах, поджигают их и избивают водителей.

Транспортные войны вспыхивают в разных городах России. Перевозчики спорят друг с другом за право обслуживания маршрутов перевозки пассажиров, привлекая наемников, которые бьют стекла в автобусах, поджигают маршрутки и избивают водителей. По мнению экспертов, причина происходящего – как в несовершенстве законов, так и в произволе местных властей.

В последний месяц наиболее острая конфликтная ситуация сложилась в Калининградской области на областных маршрутах. По сообщениям очевидцев, нелегальные перевозчики совершают нападения на автобусы конкурентов – компаний, которые законно работают на маршрутах. Атакующие закидывают автобусы камнями и избивают водителей, сообщил президент некоммерческого партнерства «Калининградский региональный транспорт» Владимир Гренц. На транспорт нападают даже, когда в салоне находятся пассажиры.

Однако и в тех городах, где все внешне благопристойно, на самом деле идет подспудная борьба между фирмами-перевозчиками. Так, полыхавшая в прошлом году в Челябинске «горячая война» плавно перешла в «холодную». По словам зампреда южноуральского отделения профсоюза «Содружество» Дениса Гнеушева, деление перевозчиков на «легальные» и «нелегальные» не всегда оправдано, так как они могут меняться местами.

«Проводят, к примеру, городские или областные чиновники конкурс на право обслуживания маршрута. Этот маршрут уже обслуживается каким-то конкретным перевозчиком. Но подают заявки на участие в конкурсе и другие компании тоже. У той организации, которая десять лет обслуживала маршрут, неминуемо были какие-то нарушения, зафиксированные автотранспортным надзором или еще кем-то. А против нее выставляют чистые компании, которые, может, только созданы и только получили лицензию. И они, соответственно, выигрывают, так как нет никакого приоритетного права на маршруты для старых компаний. И для каких же тогда целей проводят конкурсы – чтобы упорядочить движение транспорта или с какими-то корыстными целями?», – размышляет профлидер.

По его словам, в прошлом году накал борьбы в Челябинске был значительнее: не только стекла били, но и поджигали автобусы, избивали водителей, запугивали владельцев.

«В этом году происходит все «мирно». В данный момент в городе много новых компаний, которые не обкатывали этих маршрутов, с нуля выиграли конкурсы, старых «выгнали». А старые в обиде и снова выходят на эти маршруты, потому что это не противоречит федеральному законодательству. Выигравший конкурс выводит на маршрут, например, 30 машин. А конкурент выводит 40 машин. Рентабельность маршрута падает, водители не могут сдавать план.

Предприниматель теряет деньги, водители уходят с маршрута. Таким естественным путем выдавливают, и все законно», – заметил профлидер.

По мнению Дениса Гнеушева, давно назрела необходимость упорядочения работы транспорта путем принятия поправок в соответствующие федеральные законы. Но пока воз и ныне там.

В ночь на 10 февраля в Ленинском районе Мурманска на территории автостоянки, принадлежащей одному из транспортных предприятий города, сгорели почти два десятка маршрутных такси. Маршрутки находились в собственности компании «Арктик-Лайн», которой владеет депутат городского совета и бизнесмен Сергей Габриелян.

Ранее страдал не только пассажирский парк, но и личное имущество предпринимателя: в сентябре прошлого года сгорел принадлежащий ему внедорожник Audi Q7, а в октябре подожгли принадлежащий ему же Mercedes Gelendwagen.

По замечанию руководителя мурманского отделения профобъединения «Соцпроф» Станислава Сергеева, столица Заполярья сегодня буквально превратилась в «Чикаго» – перевозчики стреляют друг в друга, бьют стекла конкурентам при перевозке пассажиров, горят машины.

«У нас и стрельба, и поджоги. Бывало и раньше, что машины горели. Ну, одна-две, но чтобы по 20, чтобы войны-стрельбы, такого не было», – констатировал Сергеев.

Он считает, что ситуация нагнетена во многом искусственно и обострения можно было избежать. «На днях представитель городского отдела пассажирских перевозок заявил, что потребность Мурманска – более 400 автобусов, а реально их – 374. И они еще делят между собой маршруты, когда их не хватает. Вся транспортная политика порочна», – уверен профсоюзный деятель.

Станислав Сергеев тоже полагает, что деление перевозчиков на «легалов» и «нелегалов» ошибочно. «Сегодня один перевозчик выиграл конкурс на год-два, а другой стал «нелегалом». Проходит время, проводится снова конкурс. На этот раз выигрывает тот, который был «нелегалом», он становится «легалом». Ничего в фирмах не поменялось, но чиновники начинают кошмарить тех, кто проиграл», – рассказал Сергеев.

Станислав Сергеев уверен, что решить транспортные проблемы в Мурманске можно было бы, легализовав «нелегалов», создав новые маршруты и поставив работу транспорта под жесткий контроль. Даже один и тот же маршрут могли бы обслуживать по две фирмы-перевозчика.

«Совсем необязательно, чтобы одной фирме принадлежал один маршрут. Сейчас борются крупные фирмы. Если отдать маршруты одной, то другую ждет разорение, поэтому борются не на жизнь, а насмерть. А у водителя – 18-часовой рабочий день: в 6 утра выехал, в 12 ночи в гараж вернулся. А еще сдача-прием, прохождение врача. Водитель спит четыре часа, а это нарушение всех норм, угроза безопасности пассажиров. Во второй половине 2000-х годов наш профсоюз «Автопроф» наладил было ситуацию, разделили работу на 2 смены, одна смена работала 9 часов, и вторая – столько же. Все водители были русские. А сейчас при 18 часах – гастарбайтеры», – рассказал Станислав Сергеев.

Как отметил Сергеев, дело явно не только в ошибках чиновников. «По неофициальной информации, искусственный дефицит работы создан с какими-то определенными целями. И все «неофициально» знают – каким образом достались перевозчику маршруты, несмотря на нарушения, а другому не досталось», – разъяснил мурманский активист.

Однако проблемы возникают не только там, где чиновники безграмотно, но активно вмешиваются в работу транспорта. В тех городах, где все «пущено на самотек», тоже возникают свои трудности. И бездеятельность чиновников тоже может иметь свою корысть.

Так, водители крупнейшего автотранспортного предприятия «Пассажирские перевозки» в Республике Марий Эл заявили о готовности остановить работу. Как сообщил корреспонденту «Росбалта» активист республиканского профсоюзного движения Андрей Свистунов, поводом к протесту стали задержки в выплате заработной платы.

По информации Свистунова, задержки зарплаты на йошкар-олинском предприятии могут достигать нескольких месяцев. Причиной этого стало недостаточное и несвоевременное финансирование предприятия, осуществляющего социальные перевозки, в условиях недобросовестной конкуренции со стороны частных маршрутных такси.

«Мне, как отцу троих детей, удобнее ехать и перевозить своих детей в автобусах, чем в маршрутных такси. Однако региональное руководство делает ставку на маршрутки, забросив автотранспортное предприятие. Это делается сознательно, в то время как в других регионах отказываются от маршруток из-за их неудобств и аварийности. Среди водителей автобусов идут разговоры о том, что их предприятие планомерно уничтожают», – рассказал Андрей Свистунов.

Согласно решению трудового коллектива, акция протеста может начаться 17 марта: автобусы не выйдут на городские, пригородные и большинство междугородных маршрутов.

Анархия в соединении с произволом чиновничества – вот причина «чикагских разборок» в сфере транспорта. Все проблемы разрешимы, если есть заинтересованность властей. Но «отцы городов» заинтересованы явно чем-то другим.

Дмитрий Ремизов