Posted 11 марта 2014,, 11:03

Published 11 марта 2014,, 11:03

Modified 31 марта, 14:39

Updated 31 марта, 14:39

Не читайте газет!

11 марта 2014, 11:03
Жители малых городов и сел скоро окажутся в информационной блокаде. Из-за того, что с 1 июля прекращается выделение субсидий «Почте России» на доставку печатных изданий, подписка резко подорожает.

Жители маленьких городов и сел скоро окажутся в информационной блокаде. Из-за того, что с 1 июля прекращается выделение субсидий на покрытие убытков «Почты России» за доставку печатных изданий, подписка резко подорожает. А значит, читатели уже не смогут позволить себе выписывать любимый журнал или газету.

Причины объяснимы - «Почта России», лишившись субсидий, будет вынуждена увеличить стоимость доставки. Эксперты прогнозировали рост цен в два раза. Ведь уже сейчас, как отмечает исполнительный директор АРС-пресс Софья Дубинская, только одна треть затрат на подписку — редакционная, остальное - почтовые расходы.

Издательства переживают не лучшие времена. Дорожает все — от бумаги и типографских услуг до редакционных расходов. Даже при продаже в розницу затраты зашкаливают. Как рассказала Дубинская, на днях в АРС-пресс на рост цен пожаловались сотрудники редакции из Белой Калитвы (Ростовская область). «В Белую Калитву газета поступает из Ростова. Редакция привозила часть тиража на почту и платила деньги за доставку. Раньше надо было отдать 40%, а сейчас - 55%. И это за продажу в розницу, а не за подписку....", - говорит Дубинская.

Чтобы хоть как-то оптимизировать расходы, СМИ вынуждены сокращать сотрудников, урезать зарплаты и объединять функционал. Все это негативно сказывается на условиях работы, а в конечном итоге и на качестве информации — где едва справлялись пятеро, работает один.

Понятно, что такие меры не могут применяться до бесконечности, и рост цен в случае отказа от субсидирования все-таки необратим.

У кого-то может вызвать удивление то, что редакции «просят денег». Особенно на фоне недавнего высказывания замминистра связи Алексея Волина, громогласно заявившего студентам, что «Журналистика — это бизнес». Может быть, и издательства как «бизнесмены» должны справиться с проблемой сами?

«Речь идет не о чистом бизнесе — не надо путать две эти вещи, - говорит редактор газеты «Невское время» Михаил Иванов - Так же, как когда с ларьками начали бороться, тоже выпускали из виду, что это не просто бизнес, это социально заточенный общественно-значимый бизнес. Поэтому к нему нужно относиться с должным уважением и ответственностью».

«Это вопрос и политический, и социальный. Мы методично убиваем печатную прессу, - говорит главный редактор «Московского Комсомольца» Павел Гусев. - И это, конечно, нарушение безопасности информационного пространства России. К сожалению, мне кажется, не все чиновники до конца понимают весь тот ужас и кризис, который случится. Потому что люди уйдут от подписки и никогда уже к ней не вернутся, даже если в дальнейшем произойдет снижение (стоимости подписки — прим. «Росбалт»)».

Михаил Иванов отмечает, что за границей ситуация с субсидированием СМИ совсем иная, поэтому сравнивать ее было бы некорректно. «Там поддерживаются газеты — государство финансирует прессу, к примеру, в Скандинавии. Просто люди там понимают, что существование газет, в том числе и оппозиционных, идет на благо тому же государству», - подчеркивает Иванов.

Во-вторых, от роста цен на подписку больше всего пострадают жители маленьких городов, деревень и сел.

"В городах редакции могут организовать альтернативное распространение прессы, но люди, живущие за чертой городов, останутся практически без газет и журналов», - поясняет исполнительный директор АРС-пресс Софья Дубинская.

В-третьих, негативное влияние роста цен на подписку на государственные газеты и журналы окажется минимальным. Как отмечает Павел Гусев, такие издания тем или иным способом смогут «выбить» дотации от государства.

«Губернаторы свои губернские газеты, а мэры - мэрские всегда поддерживают и находят на них средства. Независимые СМИ окажутся одни наряду со своими читателями, аудиторией и своими проблемами», - говорит он.

Волна недовольства издательств выразилась в многочисленных открытых письмах в адрес президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева. Реакция уже последовала — в Минкомсвязи состоялось совещание, которое вел министр Николай Никифоров. На встрече присутствовали руководители издательств - Павел Гусев, Владимир Сунгоркин, представители Ассоциации распространителей печатной продукции, Гильдии издателей периодической печати и т. д.

«Предполагалось, что дело сдвинулось с мертвой точки. Но было четко сказано, что на 25% как минимум повышается стоимость подписки, - говорит Дубинская. - Присутствовало и ерничанье. Кто-то обронил, что, подумаешь, 25% - 250 рублей - стоимость бутылки водки. Говорили о том, что есть ведь Интернет. Но Интернет - это фаст-фуд, он не дает пищи ни уму, ни сердцу, если не будет печатных СМИ, общество лишат возможности подумать, порассуждать. Чтобы вернуть человека к чтению, слову, языку, нужны газеты и журналы".

И Гусев, и Дубинская надеются, что за встречей с министром последует обсуждение проблемы с Медведевым, а затем и с Путиным.

Исполнительный директор АРС-пресс, впрочем, сомневается в том, что ситуацию с субсидированием "Почты России" удастся исправить: "Минфин будет стоять на своем, Минкомсвязи не сдвинет гору... Только если Владимир Владимирович Путин своим распоряжением объявит, что "вы губите прессу", ситуация может измениться. Кстати, на "большой" пресс-конференции ему задавали вопрос о субсидировании, и он обещал с этим разобраться. Но пресс-конференция была давно, а вопрос по-прежнему не решен…».

В свою очередь Михаил Иванов считает, что настало время собрать главных редакторов Петербурга, а, может быть, и Северо-Запада, чтобы всем вместе обсудить проблему и договориться о дальнейших действиях.

К сожалению, государственная политика в сфере СМИ превращается в формулу «тотальный контроль плюс тысяча финансовых препятствий». Интернет-СМИ призвали не разжигать, не оскорблять и не пропагандировать. За какой-нибудь комментарий Пети из Подмосковья под самой безобидной новостью на форуме информагентства сайт могут закрыть за считанные минуты, за ссылку на ролик, в котором оказался мат — вынести предупреждение, три из которых приведут к ликвидации СМИ. Ну и наконец сами провайдеры могут по собственной инициативе блокировать доступ к сайту, как это было с «Дождем» после скандального опроса.

Интернет-пользователям уже показали, что не они выбирают, где искать информацию в Сети. Настала очередь тех, кто пока по старинке читает газеты и смотрит ТВ. Может быть, уже через пару месяцев все, что они получат по почте — бесплатная рекламная газета и какой-нибудь «Правительственный вестник». Потому что государство лучше знает, как сформировать у народа правильный вкус и кругозор. Так что читайте «советские» газеты. Или вообще ничего не читайте.

Антонида Пашинина