Posted 14 марта 2014,, 16:09

Published 14 марта 2014,, 16:09

Modified 31 марта, 14:35

Updated 31 марта, 14:35

Эксперт: Вопросы репатриации черкесов на Кавказ должны вернуться из политического русла в гуманитарное

14 марта 2014, 16:09

МАЙКОП, 14 марта. «Черкесский вопрос» и проблемы репатриации на Северный Кавказ черкесов – потомков мухаджиров – были заметно политизированы в период подготовки Олимпиады. Как заявил корреспонденту «Росбалта» старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО МИД России Вадим Муханов, после Олимпиады пора выходить в разрешении этих вопросов на гуманитарный формат.

«Если есть люди, которые хотят приехать на территорию России, то надо решать – куда они могут приехать, на каких условиях, будет ли им оказана финансовая поддержка не только из республиканского, но и федерального бюджета, насколько эти люди нужны и т.д. До сих пор нет четкого и понятного ответа на эти вопросы», - констатировал эксперт.

Вадим Муханов подчеркнул, что никаких острых конфликтов с теми приезжими, которые уже репатриировались и поселились на Кавказе, у местных жителей не наблюдается. Более того, репатриация потомков мухаджиров укладывается в тот тренд «решения черкесского вопроса», который был ключевым для Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи. Коренные жители этих республик положительно встречали репатриантов. Однако это не означает полной безоблачности в последствиях переезда потомков мухаджиров в Россию.

«Первый пример массовой репатриации потомков мухаджиров произошел еще в 90-е годы и был вызван ситуацией в Косово, где, как и сейчас в Сирии, тоже шли боевые действия. Тогда около 200 косовских черкесов захотели переехать и получили ответное приглашение со стороны властей Республики Адыгея. Для них был создан отдельный аул Мафэхабль. Это был очень позитивный пример вначале, но потом выяснилось, что все-таки косовские черкесы несколько отличаются от местных жителей, они не очень хорошо инкорпорируются в местное сообщество, у них проблемы с поиском работы. На сегодняшний момент из тех двухсот человек сейчас в Адыгее проживает 130 или 120 человек. Часть покинула территорию России, уехала. Некоторые люди все-таки решили выбрать – кто Европу, кто еще какое-нибудь направление. И то же самое произойдет и в процессе репатриации сирийских черкесов», - считает эксперт.

По мнению Вадима Муханова, главным фактором, приводящим в действие процесс широкомасштабного возвращения, в очередной раз становится война, на этот раз – в Сирии. Как подчеркнул эксперт, не только сирийские черкесы высказывают желание возвращаться на историческую родину, но и сирийские абхазы – в Абхазию, а некоторое время назад несколько больших групп сирийских армян переехали в Армению и Нагорный Карабах.