Posted 4 апреля 2014,, 14:45

Published 4 апреля 2014,, 14:45

Modified 31 марта, 14:14

Updated 31 марта, 14:14

За качество не отвечают

4 апреля 2014, 14:45
Потребителей напугали отравления салатами из гипермаркетов на Ставрополье и неприятные фотографии с сырного производства в Омске. Однако реализовать усиление контроля в коррумпированном государстве не так просто.

Число жителей Ставрополья, отравившихся после употребления в пищу салатов, купленных в магазинах сети «Магнит», приближается к двум сотням. Большинство из них госпитализированы. Как сообщило региональное управление Роспотребнадзора, у заболевших выявлен возбудитель сальмонеллеза.

Случай на Ставрополье прогремел, когда еще не утихли страсти, вызванные обсуждением выходки омских сыроделов. Работники омского «Торгового дома «Сыры» выложили в соцсети фотографии – как они купаются в ванне с молоком и изготавливают свою продукцию в антисанитарных условиях.

Эти происшествия обострили вопрос необходимости усиления и ужесточения контроля над производством, хранением и реализацией пищевых продуктов. С одной стороны, все помнят эпическую фразу Дмитрия Медведева: «Хватит кошмарить бизнес!». С другой, предприниматели, как показывает действительность, сами способны «закошмарить» кого угодно, в том числе покупателей продуктов питания.

После скандала с омским заводом «Сыры» Роспотребнадзор призвал уточнить законы. «В Роспотребнадзоре все внеплановые проверки в обязательном порядке согласовываются с прокуратурой, поэтому объявить немедленную облаву на все сырные заводы России мы пока физически не можем», – рассказала пресс-секретарь ведомства Анна Сергеева. Тем не менее, с декабря 2013 года идет процедура согласования законопроекта, согласно которому Роспотребнадзор получит право внеплановых проверок на пищевых производствах и в торговле продуктами питания.

«Мы хотим, чтобы наши внеплановые проверки на пищевых производствах или там, где продукты питания продаются, были бы внезапными. Сейчас мы должны за сутки уведомить то предприятие, в которое идем на проверку», – разъяснила Сергеева.

Но так ли уж беспомощны и в таком ли уж глубоком неведении находятся наши контрольные органы? В том же Омске следователи намерены дать правовую оценку действиям не только работников и руководителей предприятия, но и сотрудников контрольно-надзорных органов, которые вовремя не приняли адекватных мер реагирования и не пресекли факты нарушений действующего законодательства.

Со своей стороны, российские предприниматели не верят, что расширение полномочий Роспотребнадзора введет цивилизованные порядки на пищевых производствах и в торговле. Как заявил корреспонденту «Росбалта» координатор общественной группы «ИП против повышения налогов и взносов» Роман Коростелев, внезапные проверки предприятий могут стать лишь полем для расширения коррумпированности чиновников.

«С одной стороны – проверки должны быть внезапными, чтобы эффективно выявлять нарушения. Но мы живем в коррумпированном государстве, где нарушения выявляются только у тех, кто не дал взятку», – сказал общественник.

По мнению Романа Коростелева, разумная инициатива будет искажена в современных реалиях.

«Поэтому, конечно же, большинство предпринимателей будет против, так как это не только приведет к увеличению поборов, но и может стать инструментом давления и нечестной конкурентной борьбы», – уверен Роман Коростелев.

С тем, что всецело доверять контролерам не стоит, согласны и общественники из организаций по защите прав потребителей. «Неплохо было бы устраивать внезапные проверки, но тут как посмотреть… Если проверять всех поголовно, то поборы начнутся тут же. Нужен баланс. Правильно, наверное, было бы, если б контрольные органы устраивали проверки при малейшей жалобе. Как только информация поступила – пошли, проверили, выявили и доказали», – предложил юрист общественной инициативы «Защита прав потребителей в Ростове» Евгений Рязанцев.

Однако, по мнению юриста, очень часто информация о некачественных продуктах просто не доходит до государственных контролеров.«Обычно или никто сильно не травится, поэтому никто не заморачивается, или суммы небольшие, неохота время тратить на жалобы», – пояснил Евгений Рязанцев.

«Мы осуществляем прием населения, консультируем и чуть ли не заставляем людей писать жалобы. Ведь сейчас только по жалобам Роспотребнадзор имеет право проверять», – пояснила консультант «Ассоциации потребителей» Светлана Косачева.

«Ассоциация потребителей» разделяет идею о необходимости внезапных проверок. «Больше будет контроля, и предприниматели больше будут озабочены качеством своей продукции. Будут больше следить за сроками, вовремя все проверять, устранять недостатки, следить за ассортиментом», – предположила Светлана Косачева.

Активист Валерий Царев из Ростова-на-Дону уже в течение трех лет время от времени ходит по магазинам и фиксирует просроченную продукцию на полках. Помимо «просрочки», ему встречаются еще и такие неожиданности, как насекомые в продуктах, но, правда, гораздо реже.

«В Роспотребнадзор от меня поступило около 50 жалоб по некачественной и просроченной продукции. На один магазин я написал семь жалоб в течение одного месяца. Почти всегда Роспотребнадзор реагировал на мои жалобы выездной проверкой. Штрафы выписываются примерно в 90% случаев. Но Роспотребнадзор действует в определенных рамках. То есть если я жалуюсь на торты, то они проверяют торты. В таких случаях должна быть внеплановая проверка. Но на деле иногда магазин узнает и подготавливается к проверке», – сообщил Валерий Царев.

Активист-общественник опровергает мнение обывателей, не желающих «заморачиваться», о том, что с магазинов-нарушителей не получить больших сумм в компенсацию. Так, за продажу просроченного торта Валерий Царев взыскал с гипермаркета «Наш» 5 тыс. рублей моральной компенсации и еще 12 тыс. – за работу адвоката.

Самая «горячая пора» для Валерия Царева наступила, когда торговая сеть X5 Retail Group объявила программу «За качество отвечаю!». Эта акция позволяет покупателям, которые приобрели просроченный товар, не просто вернуть деньги, но еще и получить в подарок такой же продукт надлежащего качества. Программа, призванная демонстрировать качество продукции, в случае с ростовским активистом привела к обратным результатам: по его подсчетам в магазинах сети «Пятерочка» он уже набрал таких продуктов на 70 тыс. рублей. Лишь в пяти из посещенных 58 магазинов он не нашел «просрочки». Полученные взамен свежие продукты Царев не съедает сам, а делится с друзьями, детским приютом, прохожими и бездомными животными.

«За эти годы ситуация в торговых сетях не сильно изменилась. Где-то ситуация с некачественной и просроченной продукцией становится лучше, а где-то ничего не меняется», – констатировал Валерий Царев.

Проблема некачественной пищевой продукции в России давно стала хронической болезнью и потому требует системного лечения. Однако пока лечить приходится лишь россиян, употребивших в пищу отравленные продукты.

Дмитрий Ремизов