Posted 10 апреля 2014,, 09:55

Published 10 апреля 2014,, 09:55

Modified 31 марта, 14:09

Updated 31 марта, 14:09

Обе столицы, Дагестан, Ставрополье и Татарстан попали в "красную зону" риска нацконфликтов

10 апреля 2014, 09:55
В "красную зону" напряженности, где фиксировались неоднократные случаи массовых насильственных действий, попали Дагестан, Москва, Санкт-Петербург, Ставропольский край и Татарстан. Организованные массовые конфликты, случаи этнически мотивированного насилия, были замечены в Астраханской области, на Кубани, в Московской, Нижегородской, Ростовской, Самарской, Саратовской областях, в ХМАО и Челябинской области.

МОСКВА, 10 апреля. Дагестан, Москва и Санкт-Петербург стали лидерами по уровню межэтнической напряженности в регионах России. Такие данные содержатся в совместном докладе Центра исследования национальных конфликтов (ЦИНК) и РИА «Клуб Регионов» за период с сентября 2013 по март 2014 года.

В "красную зону" напряженности, где фиксировались неоднократные случаи массовых насильственных действий, попали Дагестан, Москва, Санкт-Петербург, Ставропольский край и Татарстан.

Организованные массовые ненасильственные конфликты, случаи этнически мотивированного насилия, политическая активность с эксплуатацией этнической тематики были замечены в Астраханской области, на Кубани, в Московской, Нижегородской, Ростовской, Самарской, Саратовской областях, в ХМАО и Челябинской области.

Случаи насильственных этнически мотивированных действий, а также массовые ненасильственные действия фиксировались в Башкирии, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Ленинградской, Липецкаой, Новосибирской, Омской, Свердловской, Томской областях, в Пермском и Хабаровском крае.

Преимущественно ненасильственные конфликты, единичные не связанные друг с другом случаи этнически мотивированных насильственных действий: Адыгея, Алтайский край, Архангельская область, Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область, Калужская область, Камчатский край, Карелия, Кемеровская область, Кировская область, Коми, Курганская область, Курская область, Мордовия, Мурманская область, Новгородская область, Приморский край, Псковская область, Рязанская область, Тверская область, Тульская область, Удмуртия, Чувашия, Ярославская область.

Исследователи считают, что в 2013 году проблема межнациональных отношений серьезно обострилась: массовые волнения в Пугачеве, Бирюлево и других городах показали, что одной только пропагандой дружбы народов невозможно преодолеть межнациональную рознь. На смену проблеме сепаратизма пришла новая угроза – рост ксенофобии и связанных с нею экстремистских идеологий.

Мониторинг открытых источников показал, что с 1 сентября 2013 года по 20 марта 2014 года в России произошло 570 этнически мотивированных конфликтных действий различной степени интенсивности (от размещения ксенофобного контента в интернете до массовых столкновений с применением оружия и смертельными исходами).

В группу риска входят регионы и отдельные города с высоким уровнем жизни, независимо от географического положения (Москва, Петербург, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа и т.д.), привлекательные для образовательной миграции регионы (Томская и Новосибирская области, Приморский край), «транзитные регионы» (Ставропольский край, через который миграционный поток направляется в Центральную Россию).

По мнению некоторых экспертов, преступность – понятие наднациональное, однако половина опрошенных экспертов полагает, что феномен этнической преступности существует и является серьезным фактором роста межнациональной напряженности. Москву отдельно отмечают как регион с самым высоким уровнем этнической преступности и как город с максимальной вероятностью образования гетто.

Русский национализм более характерен для Москвы, Петербурга, юга России. Национализм этнических меньшинств, в свою очередь, характерен для национальных республик, где он приобретает форму шовинизма «титульного этноса», а также для молодых представителей ряда диаспор. В ряде республик бытовой национализм сочетается с этноцентризмом местных элит. Для таких регионов актуален сепаратистский дискурс, замечают эксперты.

Одним из факторов роста националистических настроений в Краснодарском крае экспертами, в числе прочего, названы неуместные публичные высказывания представителей региональной власти. Отдельно эксперты выделяют депрессивные регионы, рост национализма в которых неизбежен и закономерен, независимо от национального состава населения.

Эксперты прогнозируют, во-первых, этнизацию бытовых и социальных конфликтов, во-вторых, политизацию этнических конфликтов, а также рост протестов, связанных с этнической тематикой, и формирование приезжими своих организаций.

Некоторые эксперты отмечают заинтересованность властей ряда национальных республик в поддержании определенного уровня межэтнической напряженности. Для элит этих регионов национальная карта является одним из козырей в торге с Москвой.

К регионам с неэффективной национальной политикой отнесены Краснодарский и Ставропольский края, Москва. Среди регионов с успешной национальной политикой эксперты назвали Саратовскую, Оренбургскую области, Мордовию, Чувашию.

Весьма спорным эксперты считают тезис относительно благополучия ситуации в Чечне: эффективность национальной политики и межэтническая стабильность вызваны, во-первых, авторитарным стилем управления, во-вторых, вытеснением в результате известных событий нечеченского населения из республики и превращением ее в моноэтнический субъект.

Эксперты замечают, что в отсутствие государственной политики «активного вмешательства» идеологический вакуум интенсивно заполняется различными организациями, в том числе исповедующими деструктивные, антисоциальные идеи. Необходимо помнить, что националистические идеи носят во многом абстрактный характер, поэтому одна лишь борьба с организациями не даст желаемого эффекта.