Posted 11 апреля 2014,, 14:50

Published 11 апреля 2014,, 14:50

Modified 30 января, 21:29

Updated 30 января, 21:29

Пирамиды Сочи

11 апреля 2014, 14:50
В строительных и дорожных организациях, работавших на олимпийских стройках в Сочи, произошла череда банкротств и взаимных финансовых претензий. Вложения в одиозный проект не окупились, а принесли разорение.

В строительных и дорожно-строительных организациях, работавших на олимпийских стройках в Сочи, произошла цепь банкротств и выставления взаимных финансовых претензий.

НПО «Мостовик», участвовавшее в строительстве Ледового стадиона и санно-бобслейной трассы, объявило о банкротстве. Решением арбитражного суда введена процедура банкротства в ООО «Управление механизации «Тоннельдорстоя». Группа кредиторов сочинского ОАО «Тоннельный отряд - 44» в ходе банкротства строительной компании обратилась с исками в арбитражный суд Краснодарского края. Объявила о ликвидации компания «Инжтрансстрой». Департамент автомобильных дорог Краснодарского края предъявил несколько исков к ООО «Тоннельдорстрой» на 1,6 млрд рублей.

Научно-производственное объединение «Мостовик», чей головной офис базируется в Омске, объявило о банкротстве 4 апреля. «Мостовик» – крупнейший работодатель в Омске и за его пределами, ранее выигрывавший тендеры на строительство мостов по всей России. До Олимпиады в Сочи был известен постройкой уже ставшего знаменитым вантового моста во Владивостоке к саммиту АТЭС. В заявлении, опубликованном на сайте, руководство «Мостовика» признало, что нарушило условия кредитных договоров. Из-за невыполнения условий перед Альфа-Банком, Сбербанком, Газпромбанком деятельность предприятия парализована – арестованы и заблокированы счета, наложен арест на движимое и недвижимое имущество.

Заявление «Мостовика» о самобанкротстве призвано не допустить недружественного банкротства и перейти к программе «оздоровления», объяснял руководитель предприятия.

«С 5 апреля сижу в отпуске без содержания. В нашем управлении механизации никто не работает, все дома сидят. Более половины производств не работает, в том числе завод ЖБИ, закрыты цеха. На заводе металлоконструкций, вроде, какая-то работа потихоньку идет», – рассказал корреспонденту «Росбалта» машинист «Мостовика» Сергей Черновалов.

Одному только Сбербанку «Мостовик» должен 18,9 млрд рублей. Общая сумма задолженности омского предприятия указывается в пределах 35-40 млрд рублей.

Причиной банкротства и «Мостовика», и других «собратьев по несчастью» называют завышенные, по сравнению с прогнозами, расходы на возведение олимпийских объектов. Вложения не окупились, а принесли разорение.

Комментарии к произошедшему сильно разнятся. Так, омичи и коллеги по бизнесу жалеют «Мостовик» и его руководство. Омский бизнесмен Валерий Каплунат в местной прессе заявил, что сибирское предприятие стало жертвой частно-государственного партнерства, надорвавшись на выплате откатов чиновникам.

Другие комментаторы, напротив, полагают, что руководство «Мостовика», вписавшись в олимпийские стройки, ухватило слишком большой кусок и подавилось. Некоторые омские блогеры предположили, что самобанкротство лишь поможет менеджменту уйти от ответственности за не слишком грамотную политику.

Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что участники олимпийского строительства в Сочи взяли на себя излишние дополнительные обязательства. Эксперт напомнил ситуацию со строительством трамплинного комплекса, когда выяснилось, что строить трамплин придется не на скале, а на рыхлом грунте, что привело к удорожанию проекта.

«Завышенные обязательства и сложности при финансировании привели к очень серьезным проблемам при строительстве. Те объемы и мощности, которые закладывались на строительство, оказались не сравнимы с тем, что понадобилось на самом деле. Кроме того, не были окончательно выстроены договоренности с клиентами. Можно говорить о неэффективности менеджмента крупных строительных объектов», – предположил президент Центра стратегических коммуникаций.

Абзалов отметил, что объявленные банкротства носят, во многом, технический характер. В то же время подобных проблем избежали крупные игроки, работавшие на олимпийских объектах, в частности «Мостотрест» Аркадия Ротенберга и «Интеррос» Владимира Потанина, осуществлявший строительство "Розы Хутор". Впрочем, последнее обстоятельство уже дало повод некоторым злым блогерам предположить, что на олимпийских стройках «нажились» только «друзья Путина».

Претензии к олимпийским строителям предъявляют не только банки, но и государство. Так, департамент автомобильных дорог Краснодарского края предъявил несколько исков к ООО «Тоннельдорстрой». Общая сумма претензий, включающая требования взыскания неустоек, превысила 1 млрд 658 млн рублей.

Самую крупную сумму – 715,5 млн рублей – кубанский департамент автодорог требует взыскать с «Тоннельдорстроя» в качестве неустойки за просрочку в сдаче работ. Ответчик, в свою очередь, заявил, что просрочка возникла по вине истца по причине несвоевременного перекрытия движения на старой автомобильной дороге в Красную Поляну, поскольку строительство новой автодороги производилось, в том числе, в местах пересечения со старой дорогой в Красную Поляну, по которой подвозили строительные материалы на олимпийский объект «Горная карусель».

Судебное разбирательство по этому иску отложено до 19 июня. Сторонам предложено урегулировать спор мирным путем. Также предложено представить пояснения об органе, в чью компетенцию входит закрытие движения на автомобильной дороге в момент строительства.

Ранее банкротом стало ООО «Управление механизации «Тоннельдорстроя». Около 900 квалифицированных рабочих – машинистов бульдозеров и экскаваторов, горнопроходчиков, водителей большегрузов не получали зарплату в течение полугода. 31 марта около трех сотен обманутых рабочих пришли к проходной предприятия – требовать свои деньги – и выяснили, что территория предприятия принадлежит уже не их работодателю, а Кубанской финансовой компании.

Ранее несанкционированный пикет у портала тоннеля третьей очереди дублера Курортного проспекта провели работники ООО «Трансстрой» (контролируется «Базовым элементом» Олега Дерипаски) из-за двухмесячной задержки зарплаты. Пресс-служба «Трансстроя» заявила, что предприятие не может выполнить в полном объеме свои обязательства перед рабочими, поскольку генподрядчик ОАО «Мостотрест» до сей поры не произвел финансирование.

«Друг на друга перекладывают ответственность. Уже и Олимпиада закончилась, а многие строители до сих пор не получили своих денег. Без обещанных зарплат остались рабочие, которые трудились на неспортивных объектах, в олимпийской деревне, на дублере Курортного проспекта. Часть из строителей уехала, не дождавшись положенных выплат, при этом у некоторых не было денег даже на обратную дорогу домой», – рассказал сочинский блогер Александр Валов.

Представитель «Свободного строительного профсоюза» из Йошкар-Олы Андрей Свистунов назвал ситуацию – «всех кинули на деньги». По словам профсоюзного деятеля, из его города многие строители тоже прельстились «олимпийскими деньгами» и поехали работать в Сочи.

«Даже мне предлагали поехать кровлю делать, но я отказался. Возвращались из Сочи работяги без денег. Сколько знаю строителей – все приехали без денег, ни один не приехал богатым. Если, например, человек ездил в Москву работать, то сразу видно, что он денег заработал, пьет-гуляет. А тут ситуация обратная», – сообщил Андрей Свистунов.

При этом, по его словам, способы обмана строителей были различными. «Кому-то выплачивали только часть – авансами. Эти авансы строители быстро проели. Кроме того, на стройке всегда можно «докопаться», раскритиковать работу, привести надуманные предлоги, сказать, что строитель уклонился на полсантиметра, на сантиметр, и не выплатить ему обещанных денег. Некоторые строители, приехав, рассказывали, что им пообещали прислать положенные деньги по почте. Понятно, что коллеги смеются над теми, кто поверил таким обещаниям», – рассказал участник профсоюзного движения.

Андрей Свистунов уточнил, что договоры, которые со строителями заключали посредники, были «примитивными», и по ним часто нельзя добиться защиты своих прав. «Там капиталисты матерые. А что работяга? Он сам по себе миролюбив и беззащитен», – констатировал профсоюзник.

По мнению историков, строительство гигантских пирамид надорвало силы Древнеегипетского государства и привело его к истощению. Не оказались ли и мы в таком же положении со своими «пирамидами»?

Дмитрий Ремизов