Posted 16 апреля 2014,, 07:00

Published 16 апреля 2014,, 07:00

Modified 30 января, 21:33

Updated 30 января, 21:33

ГИБДД? Воруют...

16 апреля 2014, 07:00
Уровень коррупции в ГИБДД остается очень высоким. Не помогают ни громкие разоблачительные кампании, ни ротация кадров. Методы преступной добычи денег лишь «модернизируются». Эксперты уверены, что слома требует вся система МВД.

Неожиданный поворот случился в истории с избиением в Ростове-на-Дону руководителя регионального управления ГИБДД. По подозрению в организации нападения на подполковника Сергея Моргачева задержан его заместитель – подполковник Александр Оцимик. Предположительно, замначальника ГИБДД таким образом хотел устранить своего руководителя.

На Сергея Моргачева в подъезде его дома 25 марта напали четыре человека и избили палками. Подполковник полиции был госпитализирован с черепно-мозговой травмой. О том, что нападение стало результатом внутренних «разборок» в ГИБДД, сразу же уверенно заявил ростовский криминолог Сергей Слепцов.

«Я думаю, что это сделал не таксист и не водитель грузовика. Это явно внутренние «разборки». Можно было бы поискать другое объяснение, если б это было покушение на следователя, то есть кто-то попытался оказать давление на следствие, или если бы покушались на руководителя какого-нибудь подразделения по борьбе с экономической преступностью. А в ГИБДД идет откровенная торговля должностями, которые стоят больших денег. Это синдром девяностых годов, передел сфер влияния, передел должностей. Если кого-нибудь пристрелят, то это будет естественным процессом», — сказал криминолог.

Сейчас представители полиции Ростовской области представляют дело так, словно Сергей Моргачев стал жертвой борьбы с ростовскими гаишниками-коррупционерами, что он якобы хотел «навести порядок» и т.п. Однако эксперты все сводят к прозаичной борьбе за денежные потоки.

«В областном ГИБДД идет передел коррупционных денежных потоков. Их перенаправляет в свои руки наиболее «сильная» группировка. Я скоро предам гласности информацию о том, как в аппарате ГИБДД, в разных подразделениях, просто-напросто торговали водительскими правами. Причем продавали их людям, которых даже автолюбителями назвать нельзя, потому что они даже не учились на курсах вождения. Это приобрело массовый характер. А как результат – давайте посмотрим резкое увеличение ДТП. Мы ведь этому не только ростом количества транспорта обязаны. Посмотрите, что вытворяют такие – с купленными правами – придурки на дороге», — заметил Сергей Слепцов.

Криминолог уверен, что ростовская ситуация характерна для всей страны. Переводы полицейских начальников из одного региона в другой тут не помогут, так как слома требует вся прогнившая коррупционная система МВД.

«Впереди всей страны по уровню коррупции, по моим наблюдениям, идут, конечно, гаишники Кубани. За Кубанью уверенно следует Ростовская область. Но в целом это явление – общее для всей страны. Где-то коррупции чуть больше, где-то чуть меньше, но сами структуры МВД – давным-давно устарели, мягко говоря. Принципы их организации не подходят для нашей страны», — полагает Сергей Слепцов.

Бывший руководитель общественного совета при ГУ МВД по Краснодарскому краю Михаил Савва считает, что громкие кампании по «разоблачению коррупционеров» в ГИБДД, вроде задержания начальника рязанской ГИБДД Александра Алфосова, не приносят положительных результатов.

«Уровень коррупции в ГИБДД остается очень высоким. С другой стороны, в рамках борьбы с коррупцией в России появляются новые возможности для того, чтобы возбуждать уголовные дела в отношении сотрудников ГИБДД. В итоге же возникают новые схемы – как оставить в тени свою коррупционную деятельность. При этом сама коррупционная вертикаль сохраняется», — разъяснил общественник.

По мнению Михаила Саввы, лишь выросли риски тех, кто участвует в преступных схемах. «Люди, которые в ГИБДД участвуют в коррупционных схемах, не знают – когда наступит их очередь и ответственность, когда для выполнения показателей по раскрываемости коррупционных преступлений потребуется посадить именно их. Таким образом, риски вырастают, в связи с этим растет напряженность отношений в самой этой системе. Отсюда неизбежны конфликты, в том числе личностные», — прокомментировал Михаил Савва случай в Ростове-на-Дону.

Методы преступной добычи денег в ГИБДД «модернизируются». Вымогательство у водителей, по некоторым наблюдениям, уступает место более изощренным способам.

Координатор движения «Синих Ведерок» Петр Шкуматов считает, что установка видеорегистраторов способна обезопасить автовладельцев от поборов со стороны инспекторов на дорогах. «Когда гаишник видит, что у водителя установлен видеорегистратор, он ведет себя совершенно иначе, нежели когда он видит, что видеорегистратора нет. Если где-то в 2006 году я помню, как у меня вымогали деньги гаишники на трассе, то вот недавно я отмотал 5 тысяч километров на Урал и – никаких вымогательств, только протоколы. Возможно, есть вымогательство у тех водителей, у которых нет видеорегистраторов, когда гаишник видит, что никто ничего не записывает. Я догадываюсь, что коррупция никуда не делась, но теперь явно приняла иные формы», — прокомментировал Петр Шкуматов.

Коррупция в ГИБДД не существует сама по себе, а интегрирована в общероссийскую коррупционную модель.
Председатель правления фонда «Мы против коррупции» Виктор Сорокин полагает, что никаких результатов от «борьбы с коррупцией в ГИБДД» на самом деле нет.

«Например, в Новосибирской области депутат регионального законодательного собрания, договорившись с начальником ГИБДД, организовали бизнес по эвакуации неправильно припаркованных автомобилей. Депутат пролоббировал это под свою коммерческую структуру, и получается, что сотрудники полиции работают на эти бизнес-структуры. Это общеизвестный факт, но все упоминания об этом заминаются. Ну, и о какой борьбе с коррупцией может идти речь?», — объясняет Виктор Сорокин.

Мы давно привыкли жить в коррупционной системе. «Что происходит в России? – Воруют», — все свыклись с цитатой классика. Но это «воруют» уже не только тормозит развитие страны, но и подталкивает ее к пропасти.

«Удручающая картина того, что происходит на Украине – это цена коррупции. В свое время украинцам было обещано, что «мы будем незалежни, самостийны, и все будет хорошо». А кончилось тем, что верхушка разграбила страну, экономика ее скончалась. Ну а следом за ней всегда кончается и государственность. И в малой доле не хотелось бы такого будущего и для России. Будем надеяться, что такого не случится, но, тем не менее, происходящее на Украине – это очень серьезное предупреждение для нашей страны», — уверен криминолог Сергей Слепцов.

Последнее украинское предупреждение пока остается неуслышанным…

Дмитрий Ремизов