Posted 18 апреля 2014,, 16:00

Published 18 апреля 2014,, 16:00

Modified 30 января, 21:36

Updated 30 января, 21:36

Средняя зарплата по больнице

18 апреля 2014, 16:00
Молодой хирург в провинции пытается выжить на 7 тыс. рублей, тогда как заведующим платят до 65 тысяч. Чтобы получить приличные деньги, специалисты работают на 4 ставки. Чиновники же лукаво отчитываются о "средней зарплате".

Тема низкой оплаты труда врачей и учителей остается актуальной уже несколько лет. Вопрос от медика прозвучал и на недавнем «разговоре президента с народом». Медсестра одной из поликлиник пожаловалась, что отчеты чиновников о росте зарплаты медработников не соответствуют действительности.

Ситуация и в здравоохранении, и в образовании схожая: чиновники отчитываются о росте зарплат, а на поверку оказывается, что этого роста или нет, или он достигается за счет увеличения трудовой нагрузки на работников.

Как заявил корреспонденту «Росбалта» оргсекретарь межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал, отчеты региональных властей о выполнении и перевыполнении целевых показателей далеки от реальной картины.

«В этих отчетах называются средние зарплаты – просто огромные по представлениям как населения, так и большинства самих медиков. Де-факто основная масса медиков подобных зарплат не видит. Зарплаты составляют обычно в два, иной раз и в три раза меньше указанных целевых показателей средних зарплат. Правда, некоторая часть медиков как-то приближается к этим зарплатам, но тем, что фактически работает на 2-3, до 4-х ставок. И вот люди с 8:00 до 16:00 отрабатывают свою основную смену, причем могут, совмещая, работать на двух ставках; потом они идут с 16:00 до 8:00 работать на ночное дежурство, а с 8:00 снова выходят на основную смену. То есть непрерывный рабочий день длится 32 часа. И такие рабочие дни случаются по 5-10 раз в месяц. То есть трудовые нагрузки на медиков огромны», – констатировал Андрей Коновал.

По словам профлидера, на повышение зарплат выделяются достаточно большие средства, но оседают они не в карманах простых медиков. «Жестких нормативов – как должны распределяться эти деньги – нет. Еще при министре Татьяне Голиковой был объявлен курс на «эффективный контракт», предполагающий серьезную свободу для руководителей медучреждений по распределению зарплат. Получилось, что часто эти высокие зарплаты получает узкий круг, приближенный к главному врачу. Известны также случаи, когда высокие зарплаты увязаны с «откатами» главврачу от этих приближенных лиц», – констатировал Андрей Коновал.

Профлидер отметил, что увеличение нагрузки при невысоких зарплатах приводит к ухудшению качества медицинской помощи населению.

«Пациенты слышат по СМИ, что зарплаты медиков огромны. А когда приходят в поликлиники, то видят, что качество медуслуг снижается: например, врачи принимают одного пациента за 3-5 минут. Такое происходит из-за недостатка кадров. А пациенты возмущаются. Врачи тоже чувствуют себя оскорбленными, когда им говорят, что они ни за что получают большие деньги. А они-то этих денег не получают», - заметил Коновал.

По его мнению, в систему отчетности, заложенную правительством РФ и Росстатом, изначально был положен неверный подход. Чиновники отчитываются по росту зарплаты не на ставку, а на физическое лицо – со всеми его совмещениями, переработками и прочим. В результате и вырисовываются цифры, которые не соответствуют действительности.

«Одним из наших требований является пересмотр этой методики: чтобы отчетность формировалась из расчета на одну ставку. Кроме того, нужно менять соотношение доли в зарплате базовой части. Базовая часть должна составлять, как минимум 75-80% от всей зарплаты. А остальную часть должны составлять стимулирующие надбавки, которые могут регулироваться. Сегодня же все перевернуто. Иногда от 40% до 60% составляет стимулирующая часть, где возможен произвол со стороны работодателя», - заметил Андрей Коновал.

Наиболее уязвимыми во всей этой системе оказались молодые специалисты. Врач-хирург поликлиники Ельнинской центральной райбольницы в Смоленской области Светлана Шестопалова собиралась на днях объявить голодовку, но ее все-таки отговорил муж. «У хирурга – очень маленький базовый оклад: 5 тыс. 600 рублей, если работать, как положено хирургу: 7 часов 10 минут», – рассказала молодая медработница.

Светлана Шестопалова и рада бы поработать больше, но не получается. «В нашей местности план по посещениям можно выполнить и перевыполнить только в межсезонье, когда нет полевых работ. Тогда можно получить стимулирующие выплаты. А если не выполняешь план, то никаких стимулирующих выплат нет. Причем, если в стационаре доплачивают «за вредность» еще 15%, то в поликлинике – нет. Хотя мы тоже работаем с кровью и гноем, имеем риск заразиться ВИЧ, гепатитом С», – рассказала врач.

В нынешней системе здравоохранения вообще получился своеобразный раскол медработников по уровню зарплат. Их разделили на тех, кто получает больше, и тех, кто получает меньше. «У заведующих отделениями, которые по совмещению получают несколько окладов, зарплата – 50-65 тыс. рублей. У терапевтов – 20-30 тыс. А у узких специалистов – 5-7 тыс. Если 30 лет стажа – 7 тыс. 500 рублей. Ну, у кого стаж есть, те уже и пенсии получают. А у молодых специалистов – ни пенсий, ни стажа, ни категорий. Я беру еще переработку по дневному стационару, но больше 7 тыс. зарплата не выходит. А ведь у нас, молодых, есть семьи, дети», – сообщила Светлана Шестопалова.

Хирург из Ельнинской больницы, хоть и отказалась от проведения голодовки, но продолжит требовать внимания к проблемам медиков. «Буду писать обращения к властям и подробно описывать ситуацию. Губернатору напишу, в общественную медицинскую палату. Президенту уже писала – никакого результата, ничем это не закончилось», – уточнила Светлана Шестопалова.

Коллектив центральной райбольницы Североморска в Мурманской области, напротив, полон решимости объявить голодовку. По отчетам губернатора, средняя зарплата врачей еще в прошлом году достигла 55 тыс. рублей.

«Зарплата врача – узкого специалиста в нашей поликлинике составляет около 20 тыс. рублей. Медсестра, работая на ставку, получает около 12-14 тыс., а на полторы ставки – до 17 тыс. рублей. Рентген-лаборанты, несмотря на более высокий уровень квалификации, получают даже меньше медсестер – около 11 тыс. руб. Как прожить на такие деньги, если только жилищно-коммунальные услуги в условиях нашего города достигают 10 тыс. руб. в месяц? Несколько иная ситуация с зарплатами у сотрудников участковой службы, получающих надбавку за участковость. Но и им для того, чтобы приблизиться к средним показателям зарплаты, приходится работать буквально за троих. И это не преувеличение: сегодня у нас на 17 участков приходится всего 5 участковых врачей и 11 участковых медсестер», – говорится в обращении медиков.

О возмущении североморских медиков уже знают в минздраве и в руководстве профсоюза медработников Мурманской области. Но реакция «высоких чинов» оказалась странной. «В наш адрес уже идут угрозы. Сказали, что на нас натравят ФСБ», – рассказала представительница коллектива Галина Ковальчук.

Если о проблемах медиков на "Прямой линии" хотя бы упомянули, то про учителей не вспомнили. Хотя их зарплаты давно должны были сравняться со средней зарплатой в экономике по региону.

Сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий перечислил методы, которыми директор школы может добиться повышения зарплат: сокращая количество работающих учителей, и соответственно, увеличивая количество детей в классе. Ну, и заставляя учителей работать в два раза больше положенного.

«Это приводит к классическому очковтирательству. Я знаю ситуацию, когда директор намекает учителям: а давайте вы не будете официально работать, давайте формально вы уйдете. Реально вы будете работать и деньги получать, но они будут записаны на другого человека, а таким образом мы поднимем среднюю зарплату», – сообщил педагог.

Как и в здравоохранении, увеличение нагрузки на работника приводит к ухудшению качества работы. Школы лишаются учителей, работавших по совместительству. Кроме того, самые способные и творческие педагоги не захотят работать в условиях «потогонной системы».

Для улучшения отчетности текущие зарплаты учителей сравнивают со средней зарплатой в регионе в прошлом квартале, заметил Луховицкий. Качество медицинского обслуживания и образования снижается. Зато «средняя температура по больнице» позволяет чиновникам делать невинные глаза и отчитываться об «успехах». Ну, и, конечно, директора с заведующими повысили себе зарплаты. Для демонстрации лучших показателей.

Дмитрий Ремизов