Posted 6 мая 2014,, 16:30

Published 6 мая 2014,, 16:30

Modified 30 января, 21:53

Updated 30 января, 21:53

Крым как новая Россия

6 мая 2014, 16:30
Более двадцати лет Крым и РФ шли параллельными путями, а теперь полуострову предстоит принять «стабильность» российского образца и ее властную вертикаль. Не станет ли пассионарный регион «чужеродным органом» и источником "революционной махновщины"?

Более двадцати лет Крым и Россия шли параллельными путями и вот, наконец, встретились. Теперь Крыму предстоит «стать Россией», а значит – сформировать власть и оппозицию по российскому образцу.

При этом возникает закономерный вопрос – а насколько пассионарный и еще недавно бунтовавший Крым готов превратиться в российский регион, с присущей «стабильностью» и властной вертикалью? Не станет ли Крым «чужеродным органом», от которого по всей России пойдут нити «революционной махновщины», как выразился "народный мэр" Севастополя Алексей Чалый?

В настоящее время российская система управления и крымские чиновники знакомятся друг с другом, считает крымский политолог Владимир Джаралла. Как заметил замдиректора Центра изучения проблем безопасности и сотрудничества в Причерноморье, в Крыму встретились разные стили управления.

«Существует очень расхожий миф: о том, что якобы на Украине существовала достаточно развитая и сильная демократия. Это не так. На самом деле более подходящее слово для этого – «вольница». Проще говоря, решения принимаются, но исполнять их совсем не обязательно. Кстати, одна из множества причин раздражения, а потом и агрессии по отношению к Партии регионов, стоявшей у власти, было именно то, что она демонстрировала управленческую дисциплину: те, кто не выполнял или саботировал принятое решение, должен был понести за это ответственность», – пояснил Владимир Джаралла.

По мнению эксперта, сейчас крымская элита стремится сохранить свое положение, которое позволит ей по-прежнему формировать власть и удерживать контроль над различными ресурсами. «Это в значительной степени противоречит российской управленческой культуре, смысл которой, как ее принято называть, – вертикаль, хотя, скорее, это пирамида», – напомнил Владимир Джаралла, заметив, что Крыму еще предстоит с этой культурой столкнуться.

«Если ты принимаешь решение, то ты одновременно должен нести ответственность за него. А вот это как раз то, к чему у нас в Крыму не привыкли. Так что на самом деле за разговорами об определенной демократии скрывается совсем другая проблема: желание крымской элиты в значительной степени законсервировать ситуацию и не нести ответственность за принятые решения», – объяснил Владимир Джаралла.

Эксперт считает, что преувеличивать разницу во взглядах крымских и российских чиновников не следует, и многие возникающие вопросы, скорее всего, будут разрешены без существенных конфликтов. Владимир Джаралла напомнил, что деятели Партии регионов и «Русского блока» сейчас сливаются в «Единую Россию». Значительно более интересным является вопрос – кто из региональных фигур пойдет в «Справедливую Россию», которая считается системной оппозицией и в ряды которой в российских регионах вступают обойденные властью.

Поле для деятельности так называемой несистемной оппозиции в Крыму отсутствует по понятным причинам. Ее местным вариантом мог бы стать крымскотатарский Меджлис, поскольку взгляды его представителей близки к «ультралиберальным». Однако деятельность Меджлиса в большей степени лежит в сфере межнациональных отношений, напомнил Владимир Джаралла.

Пока свободной остается и ниша русских национал-радикалов: «кандидаты» в их ряды еще не определились в новой ситуации в Крыму. «С точки зрения радикальных партий события в Крыму были одновременно и большим плюсом – потому что это реализация наших программных задач: возвращение Крыма и Севастополя. С другой стороны, я понимаю, что, несмотря на наше личное участие в событиях, мы никаких политических бонусов не поимеем от этого. Сейчас в Крыму очень возросла популярность президента Путина, его правительства, его политики. Для севастопольского обывателя, для народа Крыма слова «Россия» и «Путин» сейчас равнозначны. Если мы даже приедем и будем заниматься какой-то оппозиционной деятельностью, то базы для нее в Крыму мы не найдем», – рассказал сторонник «Другой России», доброволец-участник отрядов крымской самообороны Николай Новохатский.

По этой причине, отметил оппозиционер, сторонники «Другой России» не остались в Крыму, а уехали в украинский Донбасс. Если в Крыму произошла своеобразная «революция сверху», то в Донбассе нарастает «сопротивление снизу», уверены другороссы.

Тем временем в Крыму все же назревает внутренняя борьба, вызванная переделом власти. В Севастополе 27 апреля отметились те самые «кандидаты в национал-радикалы», которые успели прославиться видеороликом, в котором митингующие переругиваются с московским полицейским, приехавшим работать на полуостров. Организатором акции был председатель Координационного совета русских организаций Владимир Тюнин.

Известный севастопольский блогер Борис Рожин, комментируя события, предположил, что новоявленная «националистическая оппозиция» много сторонников не соберет. «Тюнин митингует потому, что он не попал во власть и, учитывая новые особенности выборов в Законодательное собрание (число депутатских мест радикально сокращается), он туда не попадет. То есть он остался ни с чем. Сейчас он пытается оседлать тему коррупции, чтобы прорваться на волне народного недовольства во власть. И то, тысячных митингов ему собрать не удается, потому что Тюнин даже в городе оценивается, прямо скажем, специфически. В этом плане политические перспективы Тюнина безрадостны», – сообщил блогер.

Случай в Севастополе – не исключение. Митинги с требованием смены чиновников происходят и в других крымских городах. «Звучат требования убрать наиболее одиозных людей из органов власти: тех, кто призывал хунту ввести сюда войска, организовывал саботаж. Или тех, кто просто проворовался. Такие депутаты или чиновники понимают, что про них все помнят, и они не смогут переизбраться. Поэтому они против немедленных перевыборов. Зато, с другой стороны, отряды самообороны распустили, но там остались люди с амбициями, которые, по сути, оказались теперь не нужны. Некоторые из них пользуются протестными настроениями, чтобы попытаться пролезть во власть», – рассказал блогер.

Новые реалии теперь неизбежно разводят активистов пророссийских сил по разные стороны политических баррикад. О готовности протестовать заявил и сам Борис Рожин. Причиной стали предложения по переименованию улиц с советскими названиями и установке памятника адмиралу Колчаку. Тут же выяснилось, что крымско-российские патриоты делятся на «белых» и «красных».

«Переходным периодом сейчас пытается воспользоваться различная антисоветская сволочь, которая хочет то улицы в Симферополе переименовать, то памятник британскому агенту Колчаку в Севастополе водрузить. Само собой, при попытках перейти от разговоров к делу, буду организовывать кампанию по недопущению памятников подобным историческим уродцам в своем городе», – пообещал Борис Рожин.

Вывести своих сторонников на улицы готова и Компартия, если симферопольские чиновники посмеют вернуться к идее переименования улиц. Секретарь симферопольского горкома Александр Чернышов заявил, что коммунистическая партия в этом случае готова к организации акций протеста.

«Когда в феврале Меджлис заикнулся о том, чтобы перенести памятник Ленину и городские власти уже буквально пошли на уступки, мы провели сбор подписей и опрос населения. Большинство горожан выступило против того, чтобы куда-то переносить памятник и переименовывать площадь. Думаю, это уже должно быть звонком для городских властей по поводу того, как к таким идеям относятся горожане», – напомнил Александр Чернышов.

Для успешной деятельности политическим деятелям требуется натянуть на себя какую-нибудь идеологическую тогу. Это может быть тога националиста, патриота, «белого» или «красного», борца с коррупцией или кого-то еще. Кандидаты на эти роли быстро найдут единомышленников и в материковой России. Но не только россияне будут влиять на события в Крыму. Крымчане тоже неизбежно добавят в российскую политическую картину мазок своей «революционной махновщины».

Дмитрий Ремизов