Posted 8 мая 2014,, 16:10

Published 8 мая 2014,, 16:10

Modified 31 марта, 13:41

Updated 31 марта, 13:41

Север нагревается

8 мая 2014, 16:10
В Югре все чаще случаются конфликты и преступления с участием приезжих, активизируются религиозные экстремисты. По словам экспертов, проблема обостряется - на Севере уже подрастают дети, воспитанные в семьях ваххабитов.

В югорском Нижневартовске преступник ранил из пистолета полицейского, после чего захватил в заложники семью из нескольких человек. Задержанный оказался уроженцем Дагестана. Вопрос о его возможной причастности к радикальным организациям изучается следствием.

Проблема приезжего криминала не чужда северным городкам. Еще год назад властями Нового Уренгоя на Ямале было принято решение об ограничении возможности въезда мигрантов в город. Местные жители на интернет-форумах бурно выражали радость по поводу «закрытого статуса» своего городка. В это же самое время в ханты-мансийском Сургуте резонанс получила массовая драка, в которой участвовали местные жители и приезжие с Кавказа. Спустя месяц сургутские полицейские предотвратили новую стычку, задержав 160 кавказцев, ехавших в город на 90 автомобилях, предположительно для новых «разборок».

Ханты-Мансийский автономный округ – нефтяной регион, и потому он относится к числу «богатых». Возможности больших заработков привлекают туда не только работяг-гастарбайтеров, но и любителей легкой наживы.

Захват целой семьи в заложники в Нижневартовске местный житель Роман Гостев в комментарии корреспонденту «Росбалта» назвал «вопиющим случаем».

«Такого город не помнит, хотя, откровенно говоря, межнациональная проблема стоит остро. Бывали серьезные разборки и стрельба», – уточнил Роман Гостев. Нижневартовец заметил, что приезжие иногда ведут себя «очень нагло».

Этноконфликтолог Виталий Трофимов-Трофимов считает, что Нижневартовск до сих пор не относился к городам, в которых могут вспыхнуть межэтнические конфликты. Отчасти рост напряженности бывает вызван необъективным восприятием происходящего.

«Действительно, была информация, что в регионе происходят какие-то стычки. Но надо думать, что у местных жителей просто нет опыта межнациональных отношений, чтобы не воспринимать каждого кавказца, говорящего на непонятном языке, как человека, представляющего опасность», – пояснил этноконфликтолог.

Эксперт уверен, что серьезные криминальные структуры не столько специально приезжают из других регионов, сколько вырастают на местной почве из-за хороших для них условий.

«Организованная преступность – это достаточно сплоченные группы, чтобы не пускать на свое поле других; у них конкуренция еще более сильная, чем у легальных фирм. Поэтому это, скорее, какой-то местный синдром», – предположил Виталий Трофимов-Трофимов.

Но и простой гастарбайтер тоже может превратиться в источник угрозы, если будет «помещен» в соответствующие условия. «Какой-то процент людей, которые специально едут в «богатый» город, чтобы заниматься криминальной деятельностью, тоже есть. Однако, скорее, определенные процессы в городах приводят к росту криминала или его снижению, в зависимости от того, как распределяются доходы среди ведущих компаний в городе, например, строительных. Люди приезжают за «долгим рублем», но в силу каких-то процессов, коррупции, перераспределения власти, могут потерять работу. Например, в условиях, когда работодатели, которые связаны с какими-то властными группами и сидят на каком-то доходе, не получают заказов, оказываются за бортом. И тогда их работники не могут планировать свою жизнь, перечислять деньги домой и вынуждены переходить на «темную сторону», заняться криминалом. Рост криминала – это результат системных дисфункций в экономике», – уверен Виталий Трофимов-Трофимов.

Неустроенностью, недовольством жизни могут воспользоваться не только организаторы криминальных группировок, но и представители экстремистских течений. Причем радикальные идеи могут распространиться как среди местных жителей, так и среди приезжих, потому что недовольные появляются с обеих сторон.

В настоящее время в Нижневартовский городской суд поступило дело члена организации «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами», деятельность которой запрещена на территории России. Из сообщения прокуратуры известно, что обвиняемый проводил собрания единомышленников и распространял печатную и интернет-продукцию, возбуждающую религиозную рознь.

Проблема распространения радикализма среди мусульман северных и сибирских регионов России за последние годы усугубилась, считает исламовед Раис Сулейманов. Как заявил эксперт Института национальной стратегии, власти не обращают достаточного внимания на этот вопрос.

«Всегда так бывает, что на проблему не обращают внимания до тех пор, пока не прольется кровь. Причем в больших масштабах», – заметил Раис Сулейманов.

Мнение, что ислам на Севере, в Сибири, выглядит несколько экзотичным, уже устарело, констатировал эксперт. «Сейчас там уже подрастает второе поколение - дети, воспитанные в семьях ваххабитов, и проблема уходит еще глубже. Где-то в Поволжье, на Кавказе мы можем еще опираться на традиционных мусульман, лояльных российскому государству. А в сибирских городках, которые представляют собой места для вахтового места работы, куда люди приезжают на некоторое время, бывает, что населенный пункт полностью состоит из мигрантов, внутренних или внешних. И бывает, что местной власти просто не на кого опираться, когда почти все в твоем городе – исламские радикалы», – заметил Раис Сулейманов.

Пока власти своими руками способствуют росту криминала и его политизации, а сами прячут голову в песок от нарастающих проблем, корни будущих конфликтов продолжат прорастать. И нельзя исключать, что наступит время, когда захваты заложников перестанут быть «экзотикой», а станут местным национальным колоритом.

Дмитрий Ремизов