Posted 4 июня 2014,, 12:59

Published 4 июня 2014,, 12:59

Modified 31 марта, 13:15

Updated 31 марта, 13:15

Крымским татарам напомнили о Лимонове

4 июня 2014, 12:59
Поправки к закону РФ об экстремизме могут вынудить наиболее конфликтных и непримиримых членов меджлиса крымских татар покинуть полуостров или уйти в политическое подполье.

Вчера Комитет Госдумы РФ по безопасности, который возглавляет депутат из «Единой России» Ирина Яровая, подготовил ко второму чтению правительственные поправки к антиэкстремистскому законодательству. Согласно им, россиянин может быть пожизненно лишен права создавать общественную или религиозную организацию, если он когда-либо был лидером или входил в состав руководства ооъединения, которое запрещено или ликвидировано за экстремизм.

Оснований полагать, что второе чтение в Думе провалится, нет: после событий на Украине депутаты не настроены смотреть на правительственные поправки критически. «Если проект обретет силу закона, то Эдуард Лимонов, к примеру, не сможет ни возглавить, ни войти в руководство движения «Другая Россия», так как уже возглавлял запрещенную Национал-большевистскую партию», - пишет по этому поводу «Коммерсант».

Однако такая незавидная участь ждет не только Лимонова: в ставшем частью России Крыму применение этого закона может привести к полной делегитимации меджлиса – национального правительства крымских татар, который и без того находится сейчас под серьезным прессом.

Напомним, что с момента ввода в Крым российских войск 27 февраля этого года отношения меджлиса с Москвой всерьез ухудшились. Сначала, стремясь обеспечить лояльность крымских татар, чье политическое руководство традиционно активно использовало антироссийскую риторику, обвиняя РФ как правопреемницу СССР, в имперских амбициях, Москва была поначалу готова дать татарам существенные преференции. По крайней мере, Владимир Путин, который лично беседовал по телефону с экс-председателем меджлиса, национальным лидером крымских татар Мустафой Джемилевым говорил о том, что РФ готова выполнить требования меджлиса: национальные квоты в органах власти Крыма, легализация земельных самозахватов 90-х гг. и т.п.

Однако Джемилев высоких предложений не оценил и, выступая на Западе, стал призывать ввести в Крым миротворцев НАТО. Реакция Москвы была предсказуемой: через некоторое время татарскому лидеру запретили въезд на территорию РФ, включая, разумеется, и Крым. А затем последовали санкции даже в отношении весьма умеренных руководителей меджлиса, выступавших ранее на Курултае за диалог с Москвой.

Так, поста вице-премьера в крымском правительстве лишился бизнесмен, владелец крымско-татарского телеканала ATR Ленур Ислямов - на его место взяли еще более лояльного представителя крымско-татарской общественности.

Кроме того, власти запретили проводить траурный митинг, посвященный годовщине депортации крымских татар, на центральной площади Симферополя (невиданное ранее решение). А затем меджлис, как незарегистрированная в РФ организация, был лишен зарубежных источников финансирования.

Одновременно активизировался процесс, запущенный еще украинской Партией Регионов при Януковиче: фокус диалога официальных властей с крымскими татарами стал смещаться от меджлиса к другим национальным организациям. Например Милли Фирка и Себат. И если при Януковиче у властей не хватало ресурсов для этого, то у российских чиновников они явно есть, в связи с чем вокруг меджлиса на полуострове воцарилась непривычная доселе тишина. Нарушилась она, кажется, лишь вчера, когда главреда печатного органа меджлиса – газеты «Авдет» - вызвали в прокуратуру по обвинениям в «экстремизме».

Теперь, если поправки к антиэкстремистскому законодательству пройдут, радикально настроенные представители меджлиса, даже если и захотят провести резонансную акцию (вроде недавнего вывешивания украинских флагов на своем здании в центре Симферополя), основательно подумают.

«Меджлис в России статуса не имеет никакого, - напоминает крымский политолог Андрей Никифоров. - «Авдет» тоже. Даже зарегистрированные промеджлисовские общественные организации зарегистрированы по украинскому законодательству».

По словам эксперта, если в дальнейшем лидеры меджлиса встанут на путь большей лояльности РФ, они и сами начнут воздерживаться от правонарушений. «Кстати, российские власти с ними ведут себя относительно мягко, - считает он. – В жестком варианте правоприменения власти уже тысячи полторы человек, наверное, могли бы посадить».

Павел Кривошеев