Posted 26 июня 2014,, 09:11

Published 26 июня 2014,, 09:11

Modified 31 марта, 12:55

Updated 31 марта, 12:55

В СКР смертельные пытки задержанного в Казани объяснили "интересами службы"

26 июня 2014, 09:11

КАЗАНЬ, 26 июня. В Следственном комитете отказали в возбуждении уголовного дела о пытках и гибели задержанного в отделе полиции Казани, сообщили в Казанском правозащитном центре.

По данным правозащитников, следователь по особо важным делам отделения по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов, Следственного управления СКР по Приволжскому федеральному округу Дмитрий Аверьянов вынес постановление о прекращении уголовного дела (ч. 3 ст. 286 УК РФ — превышение должностных полномочий с применением насилия и специальных средств) в отношении пятерых сотрудников полиции в связи с отсутствием в их действиях состава преступления.

Как рассказал представитель потерпевшей стороны, юрист Андрей Сучков, 1 февраля 2012 года пятеро полицейских вошли в камеру ОП "Юдино" УМВД РФ по Казани, где находился заместитель директора Казанского техникума железнодорожного транспорта Павел Дроздов. По версии стражей порядка, мужчина вел себя агрессивно в одиночной камере.

Как следует из постановления следователя, двое правоохранителей стали проводить "боевой прием борьбы" — загиб рук за спину, остальные держали Дроздова за голову и ноги. Затем стражи порядка привели мужчину в лежачее положение, положив его на живот. Один из сотрудников полиции применил "боевой прием борьбы", нанеся правой ногой (обутой в ботинок) один удар по ребрам, а другой - надел на Дроздова наручники.

В конце концов полицейские связали задержанному ноги с помощью веревки и ремня и подтянули их к рукам за спиной (поза "ласточка), после чего оставили его лежать лицом в пол. Через 15 минут Павел Дроздов скончался.

Судебно-медицинское исследование выявило у погибшего множественные кровоподтеки и ссадины. Согласно результатам комиссионной экспертизы, мужчина умер от острой сердечно-сосудистой недостаточности.

Следователь счел, что "сотрудники полиции, руководствуясь Федеральным законом "О полиции", действовали, в целом, в соответствии со сложившейся обстановкой". При этом ими не было совершено активных действий, явно выходящих за пределы их полномочий. Имевшиеся у Дроздова телесные повреждения образовались в результате правомерных действий полицейских, говорится в постановлении.

"Вместе с тем, имело место применение сотрудниками полиции не предусмотренного действующими нормативно-правовыми актами способа обездвиживания — использование подручных средств для связывания ног, а также связывание отведенных назад ног с застегнутыми за спиной человека наручниками, - указал следователь Дмитрий Аверьянов. - В связи с этим в данной части сотрудники полиции допустили превышение своих полномочий, так как были обязаны строго руководствоваться нормативными документами, регламентирующими их деятельность".

Окончательный вывод следователя: применяя не предусмотренный нормативными документами способ обездвиживания, сотрудники полиции руководствовались интересами службы; стражи порядка не причиняли Дроздову физической боли, не имели своей целью унижение его личного достоинства, а ограничение движений было непродолжительным по времени; существенных нарушений прав и законных интересов Дроздова не выявлено; общественно-опасные последствия от действий полицейских не наступили и не могли наступить.

Сегодня, в Международный день ООН в поддержку жертв пыток, правозащитники направили жалобу председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину, в которой попросили отменить решение следователя и передать уголовное дело в производство Главного следственного управления СКР.

В частности, правозащитники отмечают, что психолого-психиатрическая экспертиза не обнаружила признаков агрессии в действиях Дроздова. На записи с камер видеонаблюдения запечатлено, как полицейские неоднократно наступают ногами на мужчину и садятся на него всем весом.

"Нанесение удара при избыточном количестве полицейских является элементом обычного избиения, и, стало быть, речь идет о превышении должностных полномочий, - считает юрист Андрей Сучков. - Пытка "ласточка" явилась лишь продолжением издевательств с целью унижения задержанного".